Taking too long? Close loading screen.

Гордыня, эгоизм, высокомерие. Как с ними бороться.

Основополагающим принципом Ислама являются повсеместные усилия на пути к Аллаху, что предполагает, прежде всего, внутреннюю борьбу с личными пороками. Всевышний не создал нас безгрешными, но указал нам направление для очищения души и самосовершенствования.

Среди всех существующих на земле и на небесах грехов именно гордыня – заносчивость, эгоизм и высокомерие – является наибольшим. Она – источник и причина всех человеческих прегрешений. Ибо кибр, или высокомерие, поселяется в самом сердце и намерениях, как червь, истачивая все добрые и благие устремления, лишая трепета перед Великим Создателем. Гордыня побуждает человека превозносить себя, забывая о предопределенности собственного существования и о последнем суде перед Аллахом:

«Не войти в Рай тому, в чьем сердце останется гордыня весом хотя бы с песчинку» (Абдулла ибн Мас-уда).

По авторитетному мнению Корана, своим появлением в исламе высокомерие обязано бунту Иблиса на требование Всевышнего преклониться перед первым, созданным им человеком – Адамом.

Сказано: «Падите ниц перед Адамом, и они пали. Но только Иблис не стал и, возгордясь, превратился в неверующего» (Коран 2:34).

С тех пор шествует он по миру, отравляя души слабых и безвольных высокомерием и заносчивостью.

Гордыня многолика. Она имеет множество различных выражений и проявлений, бывает скрытой или отражается в поведении и внешнем облике. Увы, но ей подвластны все смертные, но лишь немногие способны преодолеть этот порок, дабы сыскать милость Создателя.

«Не вороти лица своего от людей из-за высокомерия и не иди кичливо по земле. Воистину, Аллах не любит бахвалов и гордецов» (Коран 31:18).

В чем же непосредственно обнаруживается гордыня?

Вот несколько ее признаков:

  1. Неприятие Истины, отрицание Аллаха и всего Ислама.
  2. Презрение в отношении людей. Чувство собственного превосходства и непогрешимости.
  3. Жажда власти, славы и восхищения.
  4. Непомерный эгоизм.
  5. Самоутверждение за счет унижения других.
  6. Гнев и жестокосердие.
  7. Мстительность.
  8. Надменное поведение.
  9. Отрицание наличия у себя гордыни.

Поистине, эти проявления противны Всевышнему и всячески порицаются. Более того, высокомерие не просто недостаток человеческого характера, а серьезный грех, с которым нужно неустанно и тщательно бороться. Но наш Аллах милостив и, даже грешникам, дает надежду на спасение путем хороших дел, как искупительной мерой от мерзких поступков.

Священный Коран часто напоминает нам, что отрицательные мысли и чувства портят человеческую душу и уводят его с праведного пути. Эти дурные чувства застилают душу и сердце, как будто ржавчина покрывает железо. И наступает такое время, когда человек перестает ощущать реальность, перестает видеть истину.

«Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели»(Сура «Мутафифин», 83:14).

Наш Пророк (с.а.в.) выразил эту мысль в очень лаконичной форме: «…Обратите внимание. В вашем теле есть один кусочек мяса. Если он будет здоров, то и все ваше тело будет здоровым. А если он окажется непригодным, то весь организм испортится. Да будет вам известно, что этот кусочек мяса – сердце». (Бухари, «Иман», 39).

Великий исламский мыслитель Газали сравнил тело человека со страной, сердце ‒ с ее столицей, а разум ‒ с правителем, который управляет этой страной. Он утверждал, что хорошие и плохие чувства и мысли человека находятся в состоянии постоянных столкновений, воюют между собой. Имам Газали подробно описывает положительные и отрицательные наклонности души и сердца, в том числе останавливается на горделивости и высокомерии. Он указывает на вред, который могут нанести душе эти чувства, и пути освобождения от таких наклонностей. Мы прилагаем много сил для сохранения здоровья нашего тела, ходим к докторам, получаем необходимое лечение, предохраняемся от жары и холода. Но ничуть не меньше забот требует и наша душа, наш дух, и нужно прилагать еще больше усилий, чтобы уберечь от болезней наш духовный мир.

Если внимательно посмотрим на разные проявления в человеке гордыни и высокомерия, то увидим, что самая первая и самая опасная из них, это когда человек превозносится над поклонением Всевышнему Аллаху (сура «Мумин», 40:60), не верит и не повинуется Его посланникам («Муминун», 23:34, 47; «Ибрахим», 14:10). Второй вид гордыни и высокомерия человек взращивает в собственной душе, считая себя выше остальных благодаря своим знаниям, профессии, силе и могуществу, богатству, чинам, большому количеству своих сторонников и так далее. А между тем, ни у кого нет права превозноситься над другими, так как у всех один праотец – Адам. По какому же праву можно считать предоставленные некоторым из нас блага причиной превосходства над другими людьми?

Наш Пророк (с.а.в.) говорил, что даже самая малая доля гордыни и тщеславия является очень опасным недугом души и сердца: «В чьем сердце есть хоть малая доля гордыни, тот ни за что не войдет в Рай!» Один мужчина сказал: «Но ведь человеку хочется, чтобы у него была красивая одежда, и чтобы его обувь тоже была красивой!» Наш Пророк на это ответил: «Поистине, Всевышний Аллах прекрасен и любит красоту. А гордыня же означает попирать истину и презирать людей». (Муслим, «Книга имана», 147).

Лекарством от гордыни и высомерия являются скромность и смирение. Чтобы обрести такое исцеление, нужно реально осознавать свое место в этом мире и преходящий характер этого мира, надо хорошо понимать, зачем ты пришел в этот мир и куда направишься потом.

В Священном Коране сказано, что шайтан старается сбить человека с истинного пути, и подходя к нему спереди и сзади, справа и слева, нашептывает ему сомнения. (Сура «Аграф», 7:16-17). Гордыня и высокомерие – из тех отрицательных наклонностей, которые шайтан старается преподнести нам в разукрашенном виде. Если мы хотим удостоиться любви Всевышнего Аллаха, нужно избавиться от всех дурных мыслей и чувств и с непорочным сердцем предстать перед Аллахом. Ведь в Коране сказано: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (Сура «Лукман», 31:18).

Как можно справиться с нарциссизмом? Поверхностные методы, такие как подавление своего Я, идеализация других людей или принижение своего достоинства малоэффективны. Нужно начинать работу с корней.

А что обычно является причиной нарциссизма, горделивости? Довольно часто, высокомерие выступает в качестве метода защиты, это своего рода обратная сторона унижения, испытанного человеком. В данном случае человек, пытаясь психологически защититься от боли унижения, впадает в другую крайность, надевая маску высокомерия. Другой вариант – чрезмерное восхваление, неадекватно высокая оценка и сравнивание с другими: «Ты лучше всех», «Они не могут как ты», «Ты сделал лучше, чем этот» и т.д. Это опять же формирует такую позицию, при которой человек считает себя «хорошим», а других – недостойными, ущербными или плохими.

В первом случае надо работать над «вдавленной самооценкой», осознанием своей безусловной ценности, достоинства, не зависящего от обстоятельств. Во втором – над тем, чтобы «поверить в других», видеть их плюсы, сильные стороны. Нужно признать, что это довольно поверхностные рекомендации, но они могут быть полезны в понимании причин высокомерия и ориентиров работы над избавлением от него.

Есть также понятие здорового нарциссизма, который не относится к высокомерию, гордыне. Здоровый нарциссизм проявляется в реалистичной самооценке, адекватной эмоциональности, знании своих сильных сторон, принятии своих минусов. Главный признак отсутствия высокомерия – это отношения на равных, когда ты относишься к другим как к равным себе, воспринимая и себя и других с позиции «окейности». Очень ценным в этом отношении является модель поведения Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Несмотря на почет, оказанный ему Всевышним, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не любил, чтобы перед ним вставали, был прост и скромен как с правителями, так и с рабами, детьми, женщинами. Рассказывают, что когда один из сподвижников сказал Пророку (мир ему и благословение): «Видишь новую одежду, которая у него появилась? Новая еда, новая езда», то он (мир ему и благословение) ответил: «Сын моего брата, кушай ради Аллаха, и пей ради Аллаха, и одевайся ради Аллаха. И если во что-нибудь из этого войдет показуха, войдет хвастовство или самолюбие, то знай, что это и есть высокомерие – грех и это трата денег в харам».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учил нас избегать всего, что может привести в огонь. Поэтому следует поступать так, как поступал Мухаммад (мир ему и благословение), который сам чинил свою одежду (несмотря на то, что он – Пророк), питался точно так, как его рабочие и близкие. При встрече людей он здоровался и с богатыми, и с бедными, отвечал на нужды каждого и не говорил: «Мне надоели те и эти люди с их проблемами».

Таким образом, основываясь на Сунне, можно сказать, что лекарством от высокомерия являются уважение к себе и другим. Когда ты уважаешь других не меньше, чем себя, когда ты желаешь другим того же, что и себе, когда ты не делаешь в отношении других того, что тебе не понравилось бы в отношении самого себя. И так как в хадисе сказано, что высокомерие – это неприятие истины, можно добавить, что смирение – это противоположность высокомерию. То есть принятие с миром реальности такой, какая она есть, людей – такими, какие они есть, и жизни – такой, какая она есть.

Если  же этот «рецепт» звучит непонятно, а рекомендации выглядят «туманными», всегда можно искренне, с надеждой обратиться к Всевышнему с дуа, с которым обращался Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Например, такое: «Прибегаю к Аллаху от шайтана: от высокомерия, которое он внушает, от его зловонного дыхания и от его наущений, приводящих к безумию».

Пусть Всевышний исцелит наши сердца и дарует нам благонравие и высоконравственность!

Более подробно в источниках: https://islam-today.ru/veroucenie/nacinausim/gordyna-v-islame/,  https://islam-https://islam-today.ru/veroucenie/samoe-opasnoe-proavlenie-vysokomeria/today.ru/blogi/asya_gagieva/kak-spravlatsa-s-gordynej/, https://islam-today.ru/veroucenie/samoe-opasnoe-proavlenie-vysokomeria/
http://islam.plus/ru/islam-in-my-life/etika/gordyna-ili-cuvstvo-sobstvennogo-dostoinstva

Поделиться: