Taking too long? Close loading screen.

ГРАЖДАНСКИЙ БРАК

Как смотрит Ислам на гражданский брак? Чем чреват такой вид отношений для состояния здоровья?

«Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является бубен и голос [громогласное объявление о браке] (ат-Тирмизи).

В настоящее время крайне много разговоров ведется о том, что при отказе родителей на заключение брака или по какой-либо еще «уважительной» причине можно провести тайное бракосочетание (никах).

Чаще всего этим пользуются весьма недобросовестные мужчины из числа мусульман и попадаются на такую уловку девушки, которые только что приняли Ислам, и поэтому не имеющие достаточных знаний в законах шариата.

В достаточно крупных городах в мечетях нередко можно наблюдать следующее явление — молодой человек (предположительно мусульманин) заходит с девушкой в мечеть, девушка здесь же принимает Ислам, после чего читается им никах. Свидетелями в таких случаях становятся случайные посетители мечети. В последующем никто из этой новоиспеченной семейной пары в мечети никогда не появляется, и лишь в редких случаях приходит девушка с претензиями о том, что, оказывается, ее сочетали браком с мужчиной, который до нее имел еще жену. И совсем редко бывает так, что девушка уже ждет ребенка, а вот такой полумуж бросил ее в подобном состоянии. Ситуация крайне неприятная, если не сказать больше. Ведь ответственность за такой брак на себя брал имам мечети.

В современных реалиях, очень часто такого рода браки — фикция, ширма, скрывающая настоящее намерение брачующихся (зачастую именно мужской половины) — пожить так, некоторое время такой слащавой, необременительной «семейной жизнью», а дальше посмотрим… Такие браки обычно скрывают от родителей, родственников и близких. «Муж» не разрешает «жене» иметь детей, но если она, вопреки его желанию, все же зачала, он может в грубой, ультимативной форме потребовать сделать аборт, или, если она продолжает настаивать на ребенке, дает ей развод и уходит к следующей подобного рода «жене». В такого рода браках права женщины ничем не защищены: у нее нет опекуна, который присутствовал при заключении брака и может ей помочь решить проблему, нет свидетелей (и даже если они и были, их невозможно отыскать), ее брак недействителен, согласно местному законодательству.

Ибн Аббас передает следующие слова Пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Распутницами являются те [женщины], которые выдают себя замуж, не объявляя об этом [т.е. скрыто, без согласия опекуна и без участия свидетелей, без соответствующих форм объявления о браке, заведенных в данном обществе]» (ат-Тирмизи).

Такого рода браки — это точно такое же европейское нововведение, которое на Западе называется гражданским (или временным) браком. Т.е., если уж говорить честно, — незарегистрированное сожительство мужчины и женщины, ведущих относительно общее хозяйство. Как правило, заключение такого рода браков мотивируется тем, что «нам необходимо притереться, привыкнуть друг к другу» — но это заблуждение. Инициаторами гражданских браков выступают мужчины — ведь при создании полноценной семьи им придется считаться с мнением второй половины, чем-то жертвовать, и вообще быть привязанным к данной конкретной жене, что означает — потерю свободы и несение ответственности. А женщина, что же ей остается? — просто надеяться, что «муж», привыкнув к семейной жизни, останется навсегда и через какое-то время объявит о браке уже по-настоящему. К сожалению, последнее происходит крайне редко. И чуть только женщина начинает поднимать голову и требовать законного брака, мужчина заявляет, что они не подходят друг другу и уходит в поисках новой временной жены.

Отдельно следует сказать об относительно скрытых браках. Конечно, если ситуация «совсем тупиковая», и другого выхода, кроме как скрытый брак, нет, и не предвидится, можно заключить относительно скрытый брак. Он отличается от предыдущего тем, что при его заключении имеются надежные свидетели и опекун девушки (а не просто люди с улицы). Эта семья не пропадает с поля зрения имама мечети (который проводил никах), и при первом же удобном случае о браке объявляется. Именно таким поведением можно обосновать серьезность намерений брачующихся.

Однако гарантии, что даже относительно скрытый брак станет открытым, нет никакой. Из моего личного опыта до 90% таких браков тоже распадаются, так и не став явью для семей «супругов» или первых жен, а иногда и под непосредственным влиянием оных. Переубедить родителей (первую жену), которые однажды уже дали отказ на данный союз, даже с рождением детей в семье, крайне сложно.

Таким образом, вряд ли подобные браки между мусульманами могут считаться легитимными. Это очень хорошо обосновывают ученые прошлого и современности.

Так, один из известных богословов прошлого столетия имам аш-Шарави категорично отметил: «Желание юноши и девушки (мужчины и женщины) сокрыть от общественности (даже от самых близких родственников) намерение жениться и стать мужем и женой аннулирует какую-либо законность их отношений.

Пророк Мухаммаад (да благословит его Всевышний и приветствует) также подчеркивал: «Объявляйте о браке!»; «Делайте брак показательным (явным) и бейте в бубен [то есть вносите торжественность и привлекайте внимание других] (Ханбаль, ат-Тирмизи).

Однако, если рассмотреть гражданский брак с точки зрения медицины, — выявляются крайне интересные моменты.

Так, по статистике — продолжительность жизни мужчин и женщин зависит от их семейного положения и конкретной ситуации в семье. Относительно дольше живут женщины замужние и женатые мужчины. Т.е. замужняя женщина, находящаяся под защитой любимого мужчины, который оберегает ее, заботится о ней, — гораздо устойчивее в условиях современной жизни. И мужчины, которые по-настоящему заботятся о семье, и которым семья отвечает гармонией и стабильностью, тоже, как правило, живут дольше.

Но самое главное — это даже не относительная продолжительность жизни, а ее качество. А качество семейной жизни напрямую зависит от намерения, с которым семья создавалась.

Если брак был глубоко обдуман и прочувствован, если он заключался с намерением создания полноценной семьи, рождения детей и, как говорится, «жить долго и счастливо и умереть в один день», то качество жизни в таком браке будет очень высоким (если судить по 100-бальной шкале, то рейтинг у такого брака около 90–100 баллов). Если же брак был создан случайно, то естественно рейтинг более 50 баллов никак не получится. А это приводит к тому, что здоровье у всех членов такой «семьи» постепенно начинает преподносить неприятные сюрпризы. Дело в том, что когда семья нестабильна, то волей- неволей начинает формироваться внутрисемейный стрессовый фон, напряженность которого растет в геометрической прогрессии. Этот фон в итоге через несколько месяцев (не более 2–3 лет) дает изменение гормонального статуса членов семьи с превалированием симпатоадреналовой системы. Достаточно хорошо известно, что адреналин — это гормон напряжения, раздражения, ярости и гнева. И те конфликты, которые постепенно нарастают в семье, обусловлены именно им. Как правило, на этой стадии эмоции бьют через край и начинают выплескиваться помимо желания. Первой чаще начинает «жена», которая вполне правомочно требует законности брака, поскольку иначе она исподволь чувствует свою уязвимость, и кроме того женщине вообще свойственно стремиться к надежности. Мужчина, создающий гражданскую семью, не спешит с превращением брака в официальный, поскольку ему, в принципе, и так хорошо: рубашки постираны, обед готов, дома вроде даже как жена ждет, а вот ответственности практически никакой.

В дальнейшем развитие ситуации может пойти двумя путями: либо женщина обладает достаточно сильным характером и способна, несмотря ни на что, разорвать такую «семью» — да, ей будет плохо, но в итоге здоровье будет не растрачено, и она может вступить в другой полноценный брак; либо же — женщина настолько боится потерять своего супруга, что начинает мириться с таким положением вещей (это внешне), а вот внутренняя борьба, как правило, не прекращается (особенно если подруги повыходили замуж вполне официально и счастливо живут с мужьями и, допустим, раз в год ездят к родителям мужа в гости). Эта внутренняя борьба с самой собой создает условия для хронизации стресса, привыкание к повышенному фону адреналина, да и на муже это состояние жены будет непременно сказываться — таким образом, хронический стресс грозит и ему.

Дальше — больше. Говоря языком полуофициальной медицины, где тонко — там и рвется. Т.е. к каким заболеваниям есть склонность у конкретного человека (согласно его наследственной предрасположенности), такие ему в такой ситуации и грозят. Артериальная гипертензия, стенокардия, язва — все невозможно перечислить, но в итоге ухудшается и качество жизни, да и сама жизнь может быть поставлена под угрозу.

А теперь вспомним, с чего все началось — гражданский брак, отсутствие стабильной семьи. Кажется, мелочи, но вот последствия весьма серьезные.

Стоит ли настолько рисковать своей репутацией, своим здоровьем и в итоге всей своей жизнью, чтобы получить полуофициальный брак, определенную на данный момент выгоду в жизни, обрести призрачную свободу? Вряд ли — и если бы все так просто было бы, наверно, не стояло бы в требованиях к заключению брака непременное наличие опекуна у девушки и двух официальных свидетелей.

Тем не менее, у каждого человека может быть свое вполне определенное мнение, как в пользу запрета на подобные браки, так и в пользу их допустимости. Однако с точки зрения медицины, вариант остается все-таки один — негатива куда больше чем позитива.

доктор Фатима Манзур

Медина аль-Ислам № 2 (51) 12-18 января 2008, рубрика «Медицина и этика»

Источник: http://www.dumrf.ru/islam/rites/1966

Поделиться: