Taking too long? Close loading screen.

Доктор Абузар Ибрахими: Права ребенка в Исламе священны

Признание прав ребенка в мировом сообществе имеет не такую уж давнюю историю, Совсем не так давно во многих обществах даже взрослые не имели необходимых прав. А Ислам с самого начального периода своего возникновения признал за человечеством огромное множество прав, а за детьми, которые были лишены социальной опеки, стал признавать особые права.

Основной вопрос заключается в том, какие изменения внесло возникновение Ислама в жизни детей в тот мрачный период? Другими словами, Пророк, мир ему, воспитал из невежественных бедуинов свободных, преданных и богобоязненных людей; но как выглядел вопрос о правах детей с точки зрения этой великой личности? И какие изменения внесло появление Пророка, ми ему, в качестве завершающего этапа пророчества в истории прав детей?

Кто такой ребенок?

С общепринятой точки зрения период детства у человека начинается с момента рождения и продолжается до наступления совершеннолетия. Временной интервал между рождением и юностью называется периодом детства.
Доктор Ваххаба аз-Зухайли в своей книге «Ал-фикх ал-исламийа ва адалатух» («Исламское право и его аргументы») пишет: «Детство – это период, через который проходит каждый человек, его началом является момент рождения, а завершением – наступление зрелости».
Следовательно, определенная часть человеческой жизни соответствует именно периоду детства, хотя с правовой точки зрения и с позиции фикха для этого четких границ не проводится, ибо здесь играют роль такие факторы, как климатические условия, наследственность и качество питания. Но с наступлением созревания человек, выходя из состояния детства, вступает в период юности и молодости.

Когда пошла речь о правах ребенка?

Жизнь детей в ходе истории была далеко не однообразной. Вильям Дюрант в своей книге «История цивилизации» передает драматическую сцену из жизни детей на Востоке и Западе земного шара. Он, восхваляя Восток в связи с наличием в нем симпатии, уважения между людьми и соблюдения прав детей, вместе с тем, отмечает: «В Китае, если при наличии нескольких девочек в семье, рождалась еще одна девочка, то возможен был вариант оставления новорожденной девочки на улице, с тем, чтобы она умерла от холода, или стала добычей голодных кабанов. В Японии дед мог убить детей за разврат или иные грехи, он мог продать детей торговцам рабов или владельцам притонов. В Афинах, опасаясь чрезмерного возрастания численности населения и необходимости разорительного раздела земель между наследниками, закон и обычаи считали убийство новорожденных дозволенным. Любой отец был вправе убить своих детей, которые от рождения оказались неполноценными или слабыми, а также, если он по своему произволу считал их незаконнорожденными. По словам Платона, «Все слабые дети, а также дети, родившиеся от неполноценных и престарелых родителей, должны быть уничтожены». Рождение ребенка в Риме само по себе был опасным событием; если ребенок оказался кривым, ущербным или просто девочкой, отец, согласно традиции мог убить его».
Убийство детей, особенно, девочек на Западе и Востоке было одинково распространенным явлением.
В это время ислам постоянно выступал против убийства детей. В Священном Коране сказано: «Не убивайте своих детей, опасаясь бедности».
Абдаллах бин Мас’уд, одни из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) однажды спросил у Пророка, мир ему: «Какой грех считается самим великим?». Пророк, мир ему, ответил: «Убийство ребенка из-за трудности, связанной с его кормлением». Ислам признал за ребенком права на жизнь, регулировал его жизнь и признал все надлежащие ему права.

Пророк ислама и его отношение к детям

Досточтимый Пророк, мир ему, относился к детям с уважением, проходил мимо играющих детей с осторожностью, чтобы не помешать им в игре и не омрачить им радость. Он никогда не считал их незначительными существами и общался с ними, признавая и уважая их достоинство. Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах!) говорит: «Посланник Бога (да благословит его Аллах и приветствует!) проходя мимо детей, здоровался с ними».
Сохранилось предание, согласно которому во времена досточтимого Пророка, мир ему, люди приводили своих новорожденных детей к нему, чтобы он молился за них и подобрал им достойное имя. Он с огромным уважением и нежностью обнимал детей и оказал их родителям свою благорасположенность. Иногда случалось, что дети, находясь в объятиях Пророка, мир ему, мочились, а родители от смущения повышали на них голос. Но Пророк, мир ему, строго запретил им кричать на детей и разрешал, чтобы дети справляли нужду. Затем он, подобрав им подходящее имя, молился за детей и отдавал их в руки родителей. После их ухода он стирал свою одежду водой и этим своим поведением доставлял людям радость».
Посланник Бога, мир ему, говорил, что всякий у кого воспитывается ребенок, должен в своих действиях подражать детям». Кроме того, Пророк, мир ему, при встрече с одним из своих сподвижников по имени ‘Усман бин Маз’ун заметил, что тот, неся на руках маленького мальчика, ласково целует его. Посланник Бога, мире ему, спросил: «Это твой ребенок?». Он ответил: «Да!». Его Светлость спросил: «О, ‘Усман, ты любишь его?». ‘Усман ответил: «Да, о, Посланника Бога!» После чего он изрек: «Хочешь, чтобы я приумножил твою любовь к нему?». Тот ответил утвердительно. Тогда Его Светлость изрек: «Всякий, кто радует маленького ребенка из своих детей, тому доставляются Богом радости в День Суда».

Права ребенка с точки зрения Пророка, мир ему!

Дети являются цветами жизни, ростками продолжения человеческого рода и ветвями дерева человеческого сообщества; семейная жизнь украшается и становится более приятной благодаря детскому смеху, шалостям и детскому сладкоречию.
Во времена, когда за детьми не признавали никаких прав, небесные религии осуждали все трагические и страшные проявления попрания прав детей. Много пророков приложили усилия для обучения людей человеческим традициям, было ниспослано много Божественных откровений, чтобы заложить основы для совершенствования человеческого мышления и для внесения положительных изменений в социальной жизни человеческого сообщества. Но для достижения этих целей понадобилось много веков.
Ислам в мрачный период средневековья выступил провозвестником небесного призыва Корана и подарил человечеству доброго Пророка, лозунгом которого в самые славные периоды побед и нанесения поражений врагам было: «Сегодня — день милосердия и могущества курейшитов!». Он сводом своего милосердия охватил все человечество, возвестив всех людей о мире и необходимости быть достойными рабами Единого Бога.
А теперь необходимо рассуждать о том, какова позиция этого милосердного призыва по отношению к детям? Далее рассмотрим несколько примеров относительно прав детей, которые разъяснены в жизнеописании Посланника Бога, мир ему!.

Игры с детьми 

Определенное время жизни детей посвящается сну и играм. Дети дошкольного возраста любят играть, они желают бегать, прыгать, кричать, смеяться и перевернуть все верх дном. Многие из этих действий нам взрослым кажутся неприятными и раздражают нас. А дети любят играть всеми подручными средствами – водой, огнем, песком, землей, посудой, домашней утварью и другими предметами.
Некоторые их этих средств нами характеризуются как опасные для детей предметы. Мы отбираем у них эти вещи или не даем им воспользоваться при игре теми или иными предметами, считая, что некоторые из этих вещей могут испачкать им руки и одежду. А некоторые другие вещи могут привести к тем или иным болезням, поэтому мы требуем, чтобы дети не притронулись к подобным вещам.
Сахл бин Са’д (один из сподвижников Пророка) говорит: «Однажды Пророк, мир ему, проходил мимо группы детей, играющих в песке. Один из его сподвижников пытался остановить их. Пророк, мир ему, велел: «Оставь, пусть играют! Игра в песочек — это весна в детской жизни».
Игра с детьми была одной из особенностей Пророка. Он постоянно присоединялся к игре своих внуков (сыновей своей дочери), обнимал их, катал на себе. Джабир говорит: «Однажды я зашел к Пророку, мир ему, и видел, что он играет со своими внуками Хасаном и Хусайном (мир им!), посадив их верхом на себя, и говорит: «Какой у вас хороший верблюд, и какие вы хорошие всадники!». В этом плане ‘Умар бин Хаттаб (мир ему!) рассказывает: «Я видел Хасана и Хусейна на спине у Посланника Бога, мир ему. Я им сказал: «Какой у вас хороший конь!». Досточтимый Пророк, мир ему, молвил: «И какие они хорошие всадники!».

Выбор хорошего имени для ребенка 

Разумеется, дети в первые годы после своего рождения не способны выбрать себе подходящего имени, и Бог предоставил данное право его родителям. С другой стороны, выбор имени – это одна из необходимостей, а человек без имени не может быть узнан и идентифицирован. Главным смыслом присвоения имен заключается в том, чтобы человек как-то назвался, и люди могли легко установить с ним отношение. Неблагозвучное имя может причинить человеку неудобства, и, следовательно, он, может вопреки желаниям своих родителей, пытаться менять свое имя, а это может стать началом противостояния человека выбору родителей.
Для избегания подобных проблем, которые могли создавать определенные трудности для семьи, Посланник Бога, мир ему, обязал людей выбрать для своих детей благозвучные имена: «Одна из обязательств родителей перед детьми заключается в подборе хорошего имени для них». Кроме того, он изрек: «Вас в День Суда будут звать вашими именами и именами ваших отцов, так будьте внимательны в выборе добрых имен».

3 -Соблюдение принципа равноправия между детьми

Одним из прав предоставленных детям с точки зрения Посланника Бога, мир ему, является равенство между ними и справедливое отношение к ним. Равенство между детьми в многодетных семьях выступает в качестве одной из ощутимых проблем.
Родители никогда не должны забывать о справедливости, наоборот, они обязаны свою любовь, свои чувства и щедрость разделить между своими детьми поровну, чтобы среди них не искоренились чувства обиды и мстительности. Конечно, наличие некоторых привилегий находится в соответствии от природных факторов и естественных условий, и предлагать какие-либо рекомендации в этом отношении не представляется возможным. К ним относятся такие моменты, как совершеннолетие какого-либо из детей, достижение им зрелого возраста, обретение кем-либо из детей определенного опыта или навыков, добывания научных регалий, или отличия между детьми в зависимости от половой принадлежности. Родителям следует проявлять уважение к стараниям, настойчивости и трудолюбию своих детей. Но в плане создания условий предоставление большей привилегии кому-либо из детей было бы несправедливым. Объектом критики и осуждения в качестве дискриминационного подхода становятся именно действия родителей, основанные на несправедливое распределение материальных возможностей.
Поэтому досточтимый Пророк, мир ему, в этом плане предложил ценные предписания, соблюдения которых способствует решению внутрисемейных кризисов и предоставит возможность для установления справедливых отношений между членами семьи. Например, Его Светлость велит: «При преподнесении подарков своим детям будьте справедливы, и если кому-то из них хотите отдавать предпочтение, то это должны быть девочки». А другое изречение Пророка гласит: «Будьте справедливы с вашими детьми, одаривая их подарками, если хотите, чтобы они при проявлении любви и уважения к вам были справедливыми». Или: «Бойтесь Бога и поступайте с вашими детьми по справедливости, также как сами любите, чтобы они подчинились вам и уважали вас». Известен и другое из речение Пророка, мир ему, в этом плане, а именно: «Всевышний Господ желает, чтобы вы отнеслись к вашим детям справедливо, даже когда целуете их». В другом его предписании по этой теме говорится: «В отношениях между вашими детьми будьте справедливы, даже в их отсутствии, ибо вы сами желаете, чтобы они в своем уважении и любви (к вам) были справедливыми».

4 –Воспитание детей

Дети имеют также право на правильное воспитание. Педагоги уверены, что: «Ребенок в начальную стадию своей жизни пока еще не формировался и имеет возможность быть как счастливым, так и несчастным. Он может расти до состояния совершенного человека, а может формироваться в качестве низкого животного. Счастье и бедствие любого человека зависит от качества его воспитания».
Один из исламских ученых пишет: «Воспитание человека должно быть направлено на процветание его духа. Разве различные периоды жизни в этом плане отличаются друг от друга? Конечно, отличаются. Некоторые периоды являются более подходящими для процветания человеческого таланта. Период после семилетнего возраста считается наиболее подходящим этапом для процветания духа и различных талантов, поэтому лучшим периодом жизни человека является, именно, время, когда он занимается учебой».
Мы при воспитании своих детей нуждаемся в подходящих примерах. Лучшим примером в этом плане являются предписания досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Он велел: «Уважайте своих детей, и воспитывайте их наилучшим образом». Кроме того, он в этом отношении говорит: «Никакой отец не может дать своему ребенку ничего лучшего, чем хорошее воспитание».
Посланник Бога (да благословит его Аллах и приветствует!) уделял детям огромное внимание и проявлял к ним огромное благорасположение, ибо формирование будущего исламского общество зависело от мусульманских детей. Поэтому досточтимый Пророк проявлял всяческую заботу о том, чтобы воспитание нового поколения мусульман было организовано на должном уровне, и тем самим исламское сообщество было защищено от всяких напастей. Он своими четкими и содержательными изречениями призывал мусульман заботиться о моральном облике своих будущих поколений.

5 -Обучение детей

С точки зрения ислама, одно из неотъемлемых прав детей – это возможность учится, то есть право на образование. Говоря о необходимости обучения детей, досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) указывает на несколько важных направлениях, которые должны быть учтены мусульманами. Одним из этих направлений является изучение Священного Корана. Досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) рассматривает этот вопрос в качестве неотъемлемого права детей и обязывает родителей уважать данное право. Вторым направлением в процессе обучения, на взгляд досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) является обучение плаванием и стрельбой, и отцы обязаны заботиться о том, чтобы их дети владели этими навыками. Эти два навыка относятся к развлекательному спорту и одновременно оказывают огромное воздействие формирование бодрости и жизнерадостности у детей.
Третьим направлением считается действия отца, направленные на то, чтобы он мог быть опорой для своих детей и оказать им содействие и поддержку в преодолении различных жизненных перипетии. В этом отношении досточтимый Пророк, мир ему, говорит: «Да помилует Бог родителей, которые помогают своим детям творить добро по отношению к ним (родителям – А.И)». Он же изрек: «Да помилует Бог отца, который поможет своему ребенку творить добро по отношении к нему».
Удачи в жизни зависит от знания и опыта. Но срок жизни человека не так уж продолжителен, чтобы он занимался изучением различных наук, и накопить достаточно богатого опыта. Мы вынуждены передать друг другу свой жизненный опыт и накопленные нами навыки, — чем выше скорость этой передачи, тем больше наше общество имеет шансы на достижение успехов.

6 Родители должны заботиться об устройстве брака своих детей 

Через некоторое время дети достигают совершеннолетия, их нужды и потребности возрастают. С учетом ответственности этого момента и возможностей допущения всяких ошибок и промахов, можно догадаться в содержательности и выразительности высказываний Пророка, мир ему, который изрек: «Отец обязан, когда его дите достигнет совершеннолетия, способствовать тому, чтобы он вступил в брак».

7 –Особое уважение к девочкам

Девочки, после достижения совершеннолетия, вынуждены покинуть родительский дом и начать новую жизнь в другой среде. Поэтому можно сказать, что лучший период их жизни проходит под сенью любви родителей. Опыт показывает, что не всем девушкам в доме мужа улыбнется счастье, не всех ожидает лишь счастье. К сожалению, мы ежедневно становимся свидетелями расторжения брачных уз и внушительного числа неудачных браков.
В Священном Коране относительно культурной среды язычников говорится: «Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!».
Хамза бин Хумран (сподвижник Пророка, мир ему) в знаменитом хадисе говорит: «Некий мужчина присутствовал на встрече с Пророком, мир ему, и ему сообщили, что у него родился ребенок. Он побледнел. Пророк спросил: «Что случилось?». Он сказал: «Ничего». Пророк велел ему отвечать. И он сказал: «Когда я вышел из дома, у моей супруги начались роды. И только что мне сообщили, что она родила девочку. Пророк, мир ему, изрек: «Она будет ходить по земле, а над ее головой будет синеть небо, а Бог ниспосылает ей пропитание, она подобна букету цветов, которого ты нюхаешь».
Кроме того, Пророк, мир ему: «Всевышний Господь более милосерден к женщинам, чем к мужчинам. Нет такой мужчины, который бы обрадовал кого-нибудь из женщин своего дома и в Судный День не был бы вознагражден за это Всевышним Господом».
Упомянутый нами выше Мас’уд говорит: «Я слышал, как досточтимый Пророк, мир ему, изрек: «Каждый, у кого есть дочь, и он ее достойно воспитывает, хорошо обучает и обеспечит всеми благами, одаренными ему Господом, то она будет его защитой от адского огня».
Следовательно, Ислам, признавая и защищая права детей, рассматривает их в качестве ценнейшего общественного достояния.

Источник: http://islamrf.ru/news/family/faith/4712/

Поделиться: