Taking too long? Close loading screen.

ЗАКЯТ

 

Сбор и распределение закята и фитр-садака в соответствии с Кораном для 8 категорий мусульман, нуждающихся в помощи и поддержке.

  

Закят был провозглашен одним из пяти обязательных предписаний ислама, наряду с шахадой – свидетельством, что нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад посланник Аллаха, намазом – молитвой, хаджем – паломничеством и постом. Для правоверных мусульман, таким образом, этот налог в пользу нуждающихся единоверцев обязателен для исполнения. Мусульманские правоведы толкуют этот термин как «очищение». Его уплата «очищает», делает безгрешным пользование богатством, с которого он уплачен. Его самая важная цель – посеять семена добра, симпатии и благожелательности среди различных слоев общества. Четкая регламентация закята была разработана мусульманскими правоведами уже после смерти пророка Мухаммада, при правлении халифа Омара.

Закят обязательно выплачивается с ценностей. К ним относятся золото, серебро, наличные деньги, вклады в банках, акции, арендная плата; Закят уплачивается со скота; с торгового имущества; с урожая зеона и плодов.

Было решено, что имущество должно достичь определенного облагаемого минимума. Причем каждый вид имущества, с которого полагалось выплачивать закят, должен был достичь облагаемого минимума независимо от других. Это означало, что если мусульманин владел золотом, которого чуть меньше облагаемого минимума, а также серебром, которого чуть меньше облагаемого минимума, то он не должен был выплачивать с них закята. Закят платили только взрослые дееспособные мусульмане с:

1) посевов;

2) виноградников и финиковых пальм (мнения об огородных культурах расходятся);

3) скота;

4) золота и серебра;

5) товаров.

Облагаемый минимум (нисаб) продукции земледелия – 5 васков (975 кг), скота – 5 верблюдов, 20 коров или 40 овец (лошади и рабы облагались только при продаже), золото или серебро 20 динаров или 200 дирхемов, товаров – при соответствующей цене. Низкопробная монета принималась по содержанию в ней драгоценного металла. Женские украшения, золотая и серебряная отделка оружия в расчет не принимались.

Сбор закята с продуктов земледелия в размере 1/10 урожая производился сразу же по завершении сбора урожая, а с остального – в размере 1/40 по истечении календарного года. Собранные суммы находились в распоряжении кади (шариатского судьи) и должны были расходоваться в течение года и только в том округе, где они собраны; исключение составляли средства, предназначенные для газиев – воинов, участвующих в газавате (священной войне), и ветеранов, отличившихся в борьбе за веру. Право на получение помощи из закята имели: неимущие, бедняки, сборщики закята, лица, заслуживающие поощрения, несостоятельные должники, газии и приезжие, не имеющие средств для возвращения домой, а также мукатабы – рабы и рабыни, заключившие письменное соглашение о выкупе.

В наше время помощь из закята получают:

  1. Бедняки – нуждающиеся люди, которые ничего не имеют. Кто в силу возраста и болезни не способен заработать.
  2. Неимущие – нуждающиеся люди, которые не имеют достаточно имущества, с которого выплачивается закят, и средств для поддержания элементарного уровня жизни в течение года.
  3. Люди, назначенные властями, имамом или его заместителями для сбора, хранения, учета и распределения закята. Каждый из них получает долю, соответствующую нагрузке на этой работе
  4. Те, в чьих сердцах хотят укрепить веру, или те, чьи сердца нуждаются в утешении. Это те, которых имам считает нужным привести к согласию в интересах ислама или для предотвращения возможного ущерба для мусульман.
  5. На выкуп пленников мусульман (раньше на выкуп рабов).
  6. Должники, не владеющие средствами для их выплаты, при условии, что причина долга не связана с совершением какого-то греха: а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.); б) которые взяли в долг в интересах другого человека.
  7. Люди, которые посвятили свою жизнь пути Аллаха – способствующие распространению ислама и истинных знаний о нем. В отдельных случаях эти средства раздаются воинам, ведущим джихад – оборонительную войну.
  8. Путники – «дети дорог» – люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию, отрезанные от своего имущества, независимо от того, богаты они в своей стране или нет.

Выплата закята кому-либо из людей, принадлежащих к перечисленным здесь восьми категориям, связана с особыми условиями для каждой категории. Получающий закят должен быть свободным мусульманином, взрослым и в здравом уме.

Вакф. Передача умственно полноценным и совершеннолетним мусульманином прибыли от какой-либо вещи или товара нуждающимся из числа мусульман или зиммиев (немусульман, которые находятся под покровительством мусульманского государства) без каких-либо предварительных условий. Это один из видов благотворительности в Исламе, который совершают материально обеспеченные люди. Пример этого вида благотворительности подал сам пророк Мухаммад. Он передавал принадлежащие ему земли и сады в качестве вакфа нуждающимся. Тот, кто дает вакф называется «вакифом». То, что дается в качестве вакфа называется «мавкуф». Тот, кто получает прибыль от вакфа называется «мавкуфун алейх». А само соглашение называется «вакфия». Во множественном числе – афкаф.

Примером вакфа является какой-либо земельный участок или магазин, переданные их владельцем нуждающимся для безвозмездного пользования.

Вакф является настолько богоугодным делом, что чем больше он продолжается, тем больше его владелец получает довольство Аллаха. Исламские правоведы говорят, что выражение саадака ад-джария, которое упоминается в аятах Корана 3: 92 и 22: 77-78 имеет смысл вакфа.

Согласно исламскому праву для передачи недвижимости в качестве вакфа необходимо оговорить все условия этого дела и подписать договоры.

Вакф может проявляться в самых различных сферах общественной жизни. Это и передача в пользование мусульманам и мечетей, и объектов образования, культуры (библиотек, медресе и т.д.), и военных объектов (например, казарм), и экономических объектов (рынков, магазинов), и медицинских объектов (поликлиник, больниц).

Деятельная благотворительность – это активная социализация и ресурсная поддержка разных социально незащищенных слоев населения и групп риска к современным условиям глобализации, капитализации, урбанизации и т.п. К таким благотворительным проектам могут относиться социально-образовательные, культурно-просветительские проекты, создание рабочих мест и содействие в трудоустройстве, жилищные, оказание продуктовой помощи и организация бесплатного питания, выплата денежных пособий, оказание психологической и юридической помощи и т.п. Когда люди получают не «ведерко с рыбой», а «удочку» и практические рекомендации, как эту рыбу ловить самому.

Одним из важных направлений в социальной работе является сбор и распределение закята и фитр-садака, социальная работа должна быть направлена на всех нуждающихся без относительно их национальной или религиозной принадлежности.

Около 15 тысяч мусульман республики ежегодно выплачивают закят в размере более 300 тысяч рублей 8 категориям людей. Ежегодно финансовая помощь в той или иной форме оказывается более 20 тысячам жителей Бурятии, социальной поддержкой охвачено более 15 тысяч нуждающихся.

Для того чтобы деньги доходили по назначению на помощь для малоимущих каждая заявка Советом МРОМ Бурятии тщательно изучается. Распределение средств среди нуждающихся происходит на основе поступивших заявлений о помощи. Каждое заявление обязательно тщательно проверяется, с выездом на место. Благотворительность в этом направлении должна быть соизмерена с достатком социально исключенных групп, она не распространяется на тех, кто в силу своего материального положения способен самостоятельно компенсировать свои особенности.

 

Поделиться: