Taking too long? Close loading screen.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ЭВТАНАЗИИ

По мнению отдельных современных ученых мира, эвтаназия не противоречит общечеловеческим принципам. В Исламе попытка совершить самоубийство расценивается как преступление и большой грех. А допустимо ли преднамеренное убийство, или, как теперь называют, «милосердная смерть» в Исламе?
Немного истории
На протяжении последних лет «легкая смерть» вызывает в обществе неоднозначную реакцию. Многочисленные споры по этой теме вспыхивают среди  медиков, юристов, психологов, политиков, религиозных деятелей. Однако чёткого ответа на вопрос об оправданности практики эвтаназии так и не удаётся услышать.
Самоубийство в целях избавления от страданий уходит корнями в далекое прошлое. И  если учесть, что в древности язычество и буддизм не препятствовали этому, а наоборот приветствовали, то вполне можно согласиться с мнением о том, что человек научился лишать себя жизни задолго до того, как изобрел колесо и покорил огонь.
В языческой Дании считалось позором умирать больным в постели; кельты, презирающие старость, кончали жизнь самоубийством, когда их возраст переходил границы «полного физического расцвета»; эскимосы, чувствуя приближение старости, уходили замерзать в тундру; а в Древней Греции самоубийство санкционировал специальный орган власти.
Несмотря на все эти ужасы, против эвтаназии выступал отец медицины Гиппократ «…я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не укажу пути к осуществлению подобного замысла». Его современники, Платон, Сократ и Аристотель, наоборот, полагали, что умерщвление слабых, нежизнеспособных и безнадежных путем «легкой смерти» — естественно и полезно. Кстати и сам Сократ окончил свой жизненный путь, выпив цикуту.
Сам термин эвтаназия или аутоназия происходит от греческих слов Thanatos — смерть и Au — хорошо, т. е. смысл понятия эвтаназия — это «хорошая смерть». Именно хорошая смерть, а не лёгкая.
Первое же в мире международное общество сторонников эвтаназии, официально зарегистрированное, было создано в Лондоне, впоследствии получившее известность под названием «Выход»
Сегодня разделяют два вида эвтаназии. При активной эвтаназии врач вмешивается в жизнь пациента, действуя по просьбе больного и ускоряя его смерть. Как правило, пациент при этом страдает от неизлечимого заболевания и близок к естественной кончине.
При пассивной эвтаназии врач не вмешивается в жизнь пациента и не оказывает по просьбе больного необходимую помощь для продления жизни.
С точки зрения Ислама
В том случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь больному человеку в невыносимых условиях, ему позволяют умереть. В Исламе это не считается эвтаназией как таковой, и является допустимым.
Больному со смертельной болезнью дают спокойно умереть естественным образом, в краткий срок. Разумеется, такое ответственное решение должно приниматься квалифицированными богобоязненными врачами, самим больным и его родственниками, причем каждый случай рассматривается отдельно.
В качестве преднамеренного убийства в Исламе расценивается попытка облегчить страдания больному, вызывая смерть инъекцией или отключением жизнеобеспечивающих аппаратов. А добровольный уход, таким образом, рассматривается, как самоубийство.
Фактически получается, что любой больной вправе отказаться от медикаментозного вмешательства, однако просьба применить смертельную инъекцию – совсем другое дело. В случае, когда имеется хоть один шанс из миллиона полностью исцелить человека, нельзя отчаиваться в милости Аллаха, нужно проводить лечение дальше.
Человеческая жизнь сама по себе является ценностью, которую необходимо сохранять при любых условиях, независимо от обстоятельств. Ислам не допускает понятия «оправдание смерти во избежание страданий». Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Не убивайте самих себя! (совершая то, что приводит вас к этому). Воистину, Аллах Милостив к вам (запрещая вам это)» (сура 4, аят 29)
Абд ар-Рахман Саади, в толковании к этому аяту, заключил, что запрет мусульманам убивать друг друга и убивать самих себя  распространяется и на угрозы для своей жизни, и на совершение поступков, которые могут привести к увечьям или гибели.
Известен такой хадис, в передаче от Амра ибн Аббаса: «Я был вынужден искупаться в холодную ночь. Но, побоявшись за свою жизнь, совершил очищение землей и помолился вместе со сподвижниками. Я рассказал об этом Пророку (мир ему и благословение). Он спросил меня: «О, Амр, неужели ты помолился со сподвижниками, будучи оскверненным?». Я ответил: «Я слышал аят Священного Корана, в котором говорится: «Не убивайте себя. Поистине, Аллах милостив». Пророк (мир ему и благословение) засмеялся и ничего не сказал».
В другом месте Благословенной Книги Аллаха говорится:
«Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете» (сура 6, аят 151)
Маудуди в своем тафсире к данным строкам уточнил: «…убивать человека разрешено только за тяжкие преступления, в остальном запрещено лишать жизни любого – будь то мусульманин или находящийся под защитой государства человек или неверующий»
Предостерегая свою умму  от самоубийства, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто убьет себя железным оружием, будет всегда носить его в себе в аду. Тот, кто примет яд, чтобы умереть, будет всегда пить этот яд в аду. Тот, кто спрыгнет с горы, чтобы завершить свою жизнь, будет вечно падать в глубины ада» (Бухари).
В следующем хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) поведал: «Среди людей, живших до вас, был один человек, у которого была рана. Он испытывал мучительные боли; однажды, он взял нож, сделал порез на руке и скончался от потери крови. Всевышний Аллах сказал: «Мой раб сам опередил Меня. Я запретил ему Рай» (Бухари).
Официальный довод
На Конференции по исламской организации медицины наряду с наболевшими вопросами об абортах, суррогатном материнстве, биологических опытах был поднят вопрос об эвтаназии. Доктор Хассан Хатхут стал автором идеи создания Исламского кодекса медицинской этики, который гласит: «Убийство из милосердия, также как и суицид, найдет поддержку только в атеистическом образе мышления, полагающем, что после нашей земной жизни следует пустота. Требование убить, чтобы уменьшить страдание, отклоняется, так как в мире нет такой боли, которая бы не облегчалась лекарствами или  соответствующей нейрохирургией…»  (см. Исламская Организация Медицинских наук, Кувейт, 1981, стр.65)
Врачам посвящена отдельная глава: «Учитывая священность человеческой жизни, все же врачу рекомендуется критически оценить состояние своего пациента. Если он, основываясь на научных знаниях, уверен, что человеку невозможно вернуть жизнь, нет смысла упорно поддерживать организм в растительном состоянии, а также сохранить человека при помощи крио-замораживания или других искусственных методов. Обязанность врача — поддерживать процесс жизни, а не умирания. Однако, в любом случае, доктор не должен предпринимать активных мер для прекращения человеческой жизни» (см. Исламская Организация Медицинских наук, Кувейт, 1981, стр.65)
Жизнь и Смерть
У боли и страдания есть и другая сторона, важная для каждого мусульманина. Выносливость и терпение высоко ценятся Аллахом:
«Воистину, терпеливым воздается полностью безо всякого счета» (Коран, 39:10) «…будь терпелив в том, что постигнет тебя, — именно такова решимость в поступках» (Коран, 31:17)
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Когда верующий страдает от боли, даже будь она не сильнее боли от укола или пореза, Аллах прощает его грехи, и последствия его ошибок исчезают, подобно теням от листьев с дерева».
В то время, когда у человека не остается сил бороться с болью, на помощь ему должна прийти твердость духа. Мусульманин знает, что смирение перед своей судьбой, стойкое перенесение неизбежной физической боли станет его заслугой в Судный День, когда он предстанет перед своим Господом.
Мусульманин не должен пренебрегать Милостью Аллаха, он обязан лечиться от посланных ему болезней. Об этом свидетельствуют нижеприведенные высказывания Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Ищите исцеления, о рабы Аллаха, так как от каждой болезни Господь создал излечение» и «У вас есть обязанности перед вашим телом».
Для того, что бы у тяжелобольного в муках и страданиях не возникало греховных помыслов, он должен быть окружен заботой любимых и близких ему людей. Моральная поддержка и сострадание родственников и друзей поможет ему сосредоточиться на своих внутренних духовных ресурсах и забыть о физических мучениях.
В заключение к этому следует добавить простую истину о том, что никто не знает, какой срок ему отпущен Господом. И какие бы испытания не выпали на долю верующего человека, он должен помнить о том, что все подвластно Всевышнему, и только Он один в праве решать, когда прервется жизнь человека.

Из статьи Насимы Боковой

Источник: http://www.islamonline.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1675&Itemid=19

Поделиться: