Taking too long? Close loading screen.

Мусульмане Бурятии празднуют Ураза-Байрам

 

Сегодня, 5 июля мусульмане России отмечают праздник разговения — Ураза-Байрам. Во всех мечетях с раннего утра проходят праздничные богослужения. Ураза-Байрам знаменует окончание мусульманского поста, священного месяца Рамадан который в этом году длился с 6 июня по 4 июля.

На протяжении 29 дней мусульмане ежедневно ограничивали себя в еде и питье, с 3.00 до 21.30 — соответственно, со времени утренней молитвы до захода солнца, вечерней молитвы. В праздник разговения рекомендуется дарить подарки, обмениваться традиционными блюдами с ближайшими соседями, собираться вокруг праздничного стола. Предписано также поддерживать малоимущих.

Каждому мусульманину рекомендуется совершить особый вид пожертвования фитр-садака, до праздничной молитвы. Байкальским муфтиятом утверждена минимальная сумма пожертвования – 100 рублей главам семей (опекунам), рекомендуется совершить пожертвование кратное количеству членов семьи, в расчете 100 рублей на человека.

Следовательно, на семью из 4 человек, минимально-рекомендуемая сумма пожертвования составляет 400 рублей. Данный вид пожертвования (фитр-садака) рекомендуется совершить в течении двух дней до праздничной молитвы. Пожертвовать фитр-садака можно будет в мечетях непосредственно перед молитвой.

По исламскому календарю за Рамаданом следует месяц Шавваль. Ураза-байрам, как правило, отмечается в первые три дня Шавваля.

Справка

Первыми мусульманами, добровольно осевшими на бурятской земле, были татары Поволжья — наиболее мобильная часть мусульманских подданных Российской империи, которая наряду с русским крестьянством активно заселяла восточные рубежи в период аграрных реформ во второй половине ХIХ века и в годы строительства Транссибирской магистрали.

Однако прежде них в Бурятию мусульмане прибывали еще двумя путями:

1. По воинской повинности. В 1870 году численность мусульман в Забайкальском казачьем войске, согласно Памятной книжке Забайкальской области за 1871 г., составляла 108 человек.

2. По «кандальному этапу». Численность каторжан и ссыльных из числа приверженцев ислама с разных краев империи была весьма значительной, о чем свидетельствует такая исследовательская работа бурятского ученого В.В.Перинова, как «Уголовный сегмент в мусульманской диаспоре Забайкалья ХIХ».

В конце ХIХ века в Верхнеудинске, как и в других городах Восточной Сибири, татары образовали магометанскую общину, в 1904 году получили разрешение на строительство мечети. Участок был выделен в 1907 году в районе современного проспекта Победы в центре города. К этому времени в городе проживало 313 татар, в основном представителей среднего сословия. Гильдейское купеческое звание среди татар имел лишь один человек — Хамидулла Фатхуллин. Строительство деревянной мечети началось в 1908 году.

В архивах не сохранилась сведений о дате открытия мечети, но в статистике «инославных» храмов в Забайкальской области за 1910 год мечеть в Верхнеудинске уже присутствует.

Первым имамом мечети стал Али Аскер Алиф Аслан Оглы, после него Гарифулла Хайруллин. При мечети действовал мектеб для обучения детей основам ислама, работала библиотека.

Кроме этой мечети, в 1923 году ко времени образования Бурят-Монгольской АССР в населенных пунктах с компактным проживанием татар на территории автономии насчитывалось еще пять мечетей. Все они были закрыты к концу 30-х годов в период «красного террора».

На советское время пришлись еще несколько волн переселения из Поволжья в Бурят-Монгольскую АССР. По данным региональной Национально-культурной автономии татар, при выполнении союзной программы по переселению (конец 30-х – середина 50-х гг.), из всех переселенцев в Бурятию по этой программе 60 – 70% составили татары, в год цифра доходила в среднем до 400-600 семей. Сегодня татары проживают во всех районах Бурятии, значительное число компактных поселений находится в Заиграевском, Мухоршибирском, Селенгинском, Хоринском Кижингинском, Кяхтинском, Баргузинском, Северобайкальском районах, в городах Улан-Удэ и Гусиноозерск.

В 90-е года численность мусульманское население в Бурятии значительно выросла за счет трудовой миграции из республик Средней Азии и Кавказа. Первая, после падения СССР, мусульманская община в Улан-Удэ образовалась в конце 90-х годов и объединила около полусотни верующих. Религиозные обряды проводил Сафиулла Хамид, таджик из Афганистана, приехавший учиться в Улан-Уде в 80-е годы во время пребывания ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, и оставшийся в Бурятии на постоянное жительство.

В первые годы деятельности джума-намазы проводились в квартире, затем другой афганец, Мухаммад Шугайб Расули, предложил использовать один из его магазинов в качестве молитвенного дома.

«В 2002 году нас зародилась мысль, что надо строить мечеть. Поскольку я уже давно живу в Улан-Удэ, то задача по проведению подготовительных работ была поручена мне. Для работы мы нашли проектировщика и заказали ему составить проект мечети. Параллельно мы начали искать земельный участок для строительства, а это оказалось сложным делом: наши поиски продолжались около трех лет. Лишь в 2007 году один из мусульман, который занимается земельными вопросами, помог нам найти участок в районе улицы Бабушкина. Само строительство мечети началось в 2008 году и завершилось в 2011 году», — вспоминает председатель МРОМ Улан-Удэ Басыр Нургалиев.

Мечеть в столице Бурятии строили «народным методом». Был объявлен сбор средств на строительство мечети по всем районам и поселениям республики. Обращение региональной Национально-культурной автономии татар к жителям Бурятии печаталось в республиканских газетах и на сайтах, средства для мечети собирались на сабантуях, организуемых автономией. Представители НКА выезжали в райцентры и в деревни, завели Книгу благодеяний, в которой записывались фамилии людей, внесших свой вклад в строительство мечети.

В настоящее время в мечети Улан-Удэ ведется преподавание арабского языка, корановедения, основ ислама. Мусульманские общины в Бурятии также действуют в городе Гусиноозерск и поселке Старый Онохой Заиграевского района. Своих мечетей пока они не имеют. В Республике проживает около 20 тысяч приверженцев ислама, — сообщает Духовное управление мусульман РФ.

Источник: https://www.burunen.ru/site/news?id=11956

Фото из архива МРОМ г. Улан-Удэ Республики Бурятии

 

 

 

 

Поделиться: