Нельзя раскачивать лодку, имя которой – межконфессиональное и межнациональное согласие

Об этом, а также о том, что в СМИ появляются статьи с целью «вбить клин» между народами и традиционными конфессиями Бурятии, в Интернете – провокационные материалы, направленные на разжигание межнациональной розни, говорили на Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Главе Республики Бурятия. Заседание прошло под председательством В.В. Наговицына.

«Любая религия проповедует добро»
По словам Главы Бурятии, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями эффективно показал себя в работе. На его заседаниях рассматриваются острые вопросы, каждый из его членов может выступить, высказать мнение по наболевшему вопросу.

— Любая религия проповедует добро, толерантность, терпимость. Здесь нет давления одной религии на другую. Мы все равны, именно это обеспечивает стабильность и устойчивость в нашем обществе, — сказал Вячеслав Владимирович.

Глава Бурятии отметил тот факт, что в республике верующих с каждым годом становится больше. В.В. Наговицын подчеркнул, что с ростом числа верующих возрастает ответственность средств массовой информации, освещающих религиозные темы. Любое неосторожное слово может больно ранить верующих и негативно сказаться на межконфессиональных отношениях.

В 60-70 годы люди, которые относили себя к той или иной религии, составляли 25-30 процентов, сейчас количество верующих превышает 60 процентов.

— Это говорит о возрастании религиозного сознания людей. Они прислушиваются к вам, верят вам. Это связано со многими проблемами, в том числе экономического плана. Люди хотят иметь защиту и стабильность и в вашем лице получают их, — с такими словами Глава Бурятии обратился к членам Совета.

В работе заседания участвовали священник Алексей (Шевцов), председатель информационного отдела Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской Православной церкви, Сокто-лама – пресс-секретарь Буддийской традиционной Сангхи России, Айрат Гизатуллин – имам местной религиозной организации мусульман г. Улан-Удэ, владыка Сергий – епископ Сибирской епархии Русской Древлеправославной церкви.

Межконфессиональные отношения – это солнечное сплетение
Доктор политических наук, директор автономной некоммерческой организации «Социологическая служба «Эйдос (Познание)» Цыцык Будаева познакомила Совет с данными опроса общественного мнения, проведенного в сентябре-октябре этого года. При этом она уточнила, что мнение населения не всегда совпадает с мнением элиты. Опрос проводился в трех районах: с преобладанием бурят, с преобладанием русских и со смешанным населением, а также в Улан-Удэ.

С 2005 года ученые проводят исследования, связанные с религиозным сознанием жителей республики. По словам Цыцык Батуевны, «несмотря на то, что Бурятия относится к числу спокойных, толерантных регионов, все же появляются публикации о межнациональных и межконфессиональных проблемах». И этот опрос общественного мнения как раз призван определить: есть ли такая проблема в Бурятии.

Она напомнила, что первая публикация появилась в 2002 году. Ее автор – московский ученый Панарин. На основе исследований с учетом социально-экономического положения нашего региона, его геополитического расположения он пришел к выводу, что в скором времени здесь начнется дестабилизация ситуации.

— С тех пор прошло более 10 лет. Благодаря многовековой традиции наших народов, высокой прочности толерантных отношений проблема не всплыла, но иногда дает о себе знать. Потому что межнациональные и межконфессиональные отношения – это своего рода солнечное сплетение, любое движение в этом направлении приобретает огласку, — отметила Цыцык Будаева.

Между тем она считает, что в Бурятии религиозный фактор становится все более значимым. Сегодня количество верующих в три раза превышает число атеистов. В то же время у сельчан уровень религиозности выше, чем у горожан. При этом в течение восьми лет высокий уровень религиозности отмечается у пожилых и молодых людей. Исследования не подтвердили тезис о том, что образованный человек менее религиозен. Опрос показал, что женщины чаще, чем мужчины посещают храмы, религиозные мероприятия, соблюдают церковные каноны.

— И среди русских, и среди бурят религиозная принадлежность не всегда совпадает с национальной, — говорит Будаева. – С одной стороны, среди русских появились последователи буддизма. Среди бурят есть православные и шаманисты.
Опрос показал, что в Бурятии, особенно в северных районах, есть носители протестантской веры. Среди русских также отмечается небольшой слой исповедующих ислам. Это связано с миграционными процессами, смешением браков, появлением мечети.

— Всё это результат опроса общественного мнения, — уточнила Цыцык Будаева. — Глубокие религиозные чувства выявляются в ходе опроса экспертов, проведения этнопсихологических исследований.
При опросе выяснилось, что иногда люди одновременно верят в разные религии.

По мнению Цыцык Батуевны, такая практика сложилась в течение 300 лет. В поисках смысла жизни, чтобы отвести от себя удары судьбы, люди обращаются в разные конфессии. И этот фактор, считает она, важное условие формирования межрелигиозной толерантности, в многоконфессиональном регионе нельзя препятствовать этому движению.

— В национальных республиках процессы глобализации и этноидентификации происходят параллельно, — говорит она. Поэтому впервые в опрос был включен вопрос об оценке межконфессиональных отношений в республике. 56 процентов респондентов оценили их как хорошие. Но были ответы, характеризующие эти отношения как напряженные. Опрос показал: по сравнению с Улан-Удэ в селах более высокая межрелигиозная толерантность. На взгляд аналитиков, сам факт существования интолерантных отношений соответствует уровню развитию гражданского общества. Но будет ненормально, если их динамика пойдет в рост. В этой связи Будаева говорит, что сегодня задача всех уровней власти – разработка мероприятий, направленных на сохранение и развитие межрелигиозной толерантности и предупреждение интолерантных настроений.

Не допустить взрывоопасной ситуации 
О том, что сегодня формируется бурятское православие, говорил священник Алексей. По его оценке, 5-10 процентов прихожан в городских церквях – этнические буряты. Задача церкви – сделать максимально комфортным их присутствие в православных храмах. Поэтому многие православные богослужения и литература переводятся на бурятский язык.

— Православная церковь носит наднациональный, вселенский характер. Церковь старается противостоять делению прихожан по национальному признаку. Приходится слышать: пришел креститься, потому что русский; ты бурят, поэтому иди в дацан; ты семейский, значит иди в старообрядческую церковь. Такое недопустимо у религий, претендующих на звание мировых, — говорит священник Алексей.

— В мечеть приходят люди пятнадцати национальностей, — рассказал имам Айрат Гизатуллин. – Одна из наших задач – это просветительская работа: информированный человек – толерантен.
Между тем он заметил, что в соцсетях появляются негативные материалы об исламе, мечети. Поэтому имам провел собственное социологическое исследование, чтобы выяснить отношение местного населения к исламу.

— Ни один человек не сказал: «Это плохо, что у вас есть мечеть». В этой связи задача государства – регулировать то, что происходит сейчас в Интернете, — сказал Айрат Гизатуллин.

Слово – меч обоюдоострый
Владыка Сергий выразил обеспокоенность публикациями на местных сайтах и перепечатками с иногородних Интернет-ресурсов.
— Очень плохо, что публикуются эти заказные и агрессивные статьи, — констатировал владыка Сергий. — Про староверов написано много плохого, нам причисляют грехи, которые мы не совершали. Получается, что мы радикальная организация, проповедуем нетрадиционную веру. Никаких особых предпочтений, преференций староверы или древлеправославные христиане Бурятии не получали. Как и другие конфессии, строим свои храмы и молельни на средства прихожан, на пожертвования предпринимателей, никто нас отдельной строкой не финансирует и не говорит, что будем развивать только вас. Староверы надеются на понимание властей, потому что всегда были лояльны к светской власти, никогда не оспаривали гражданские права и законы. Единственное, в чем мы были тверды – в своих религиозных убеждениях. Легко раскачать общую лодку, нарушить общую гармонию, потому что осквернить легче всего: вылей банку грязной краски, а потом попробуй отмыть, сделать белым.

Выразив общую обеспокоенность староверов, епископ Сергий сказал, что подобные публикации направлены на нарушение стабильности общества.

— Может появляются провокаторы, недобросовестные люди, задача которых нарушить стабильность? Мы должны твердо понимать, что слово – это меч обоюдоострый. Словом можно вылечить человека, а можно направить на неблаговидные дела. Мы вынуждены защищаться и просим помощи у органов государственной власти в том, чтобы предотвратить распространение и опубликование таких статей, которые нарушают межконфессиональный мир и межнациональное согласие, — обратился владыка Сергий к Главе Бурятии Вячеславу Наговицыну.

Владыка попросил другие религии поддержать старообрядцев:
— Сегодня мы стали объектом нападок, насмешек, а завтра подобное может случиться с другой конфессией. Мы можем промолчать, сделать вид, что ничего не случилось, но те силы, которые это совершают, пойдут дальше и все это отразиться на нас всех.
Нужен закон
Органы власти оказались не готовы к подобным публикациям. Об этом сказал председатель Комитета Народного Хурала РБ по межрегиональным связям, национальным вопросам и молодежной политике Цыденжап Батуев:
— Мы оказались не готовыми дать отпор беспочвенным провокационным публикациям. Нет у нас закона, которым можно реагировать на них. Поэтому в течение пятого созыва мы должны разработать нормативные правовые акты в рамках Концепции национальной политики, чтобы жестко и оперативно отвечать на подобного рода явления, направленные на то, чтобы «вбить клин» между конфессиями и народами Бурятии.

Конфессиональные вопросы требуют особых знаний
Провокационные публикации обсуждались на экспертном совете по проведению религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции РФ по РБ.

— Статьи, основанные на лживых фактах, вызывают разное понимание в обществе, — говорит председатель экспертного совета, доктор исторических наук Светлана Васильева. – Подобного рода статьи требуют особого осуждения. Непонятно отсутствие реакции со стороны правоохранительных органов. В УФСБ есть специалисты, которые отслеживают публикации подобного содержания.

Чтобы такое не происходило, по мнению Светланы Васильевой, необходима слаженная системная работа всех структур органов государственной власти, где имеются отделы по работе с религиозными организациями.

Она обратила внимание на закон, который был принят 22 октября этого года, который касается руководителей органов госвласти субъектов РФ, должностных лиц органов МСУ. Закон закрепляет за государственными служащими различного уровня обязанность по обеспечению гарантий прав и свобод человека вне зависимости от расы, национальности, языка и вероисповедания.

— Экспертное сообщество обеспокоено пятым пунктом этого закона, потому что на местах сотрудники муниципальных образований курировать этот вопрос не смогут. Межконфессиональные вопросы требуют особых знаний, — заметила эксперт.
Поэтому она предложила всем, в чьи полномочия входят межконфессиональные и межнациональные вопросы, пройти курсы повышения квалификации и овладеть специальными знаниями по этой узкой сфере. Площадкой может стать БГУ. Сейчас это очень важно, потому что, как отметила Светлана Васильева, отмечается рост числа верующих, религиозных организаций. На 1 декабря этого года в Бурятии зарегистрировано 213 таких организаций (188 в 2012 г.).

— Еще пять лет назад нетрадиционные религии, деструктивные организации для Бурятии были новыми понятиями. А сегодня уже констатируются такие факты, как межконфессиональное, религиозное соперничество, вторжение в жизнь граждан, втягивание в политическую сферу, межконфессиональные противоречия и конфликты, — сказала Светлана Васильева.
Предложение эксперта об обязательной учебе тех, кто занимается вопросами религии и межнациональных отношений, поддержал Глава Бурятии.

Заказчики ответят 
Члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Главе Республики Бурятия предложили обратиться в правоохранительные органы для проверки отдельных публикаций на предмет разжигания межнациональной и межконфессиональной розни, распространения экстремистских материалов.
А также обратиться в Управление ФСБ России по Республике Бурятия для установления инициаторов и заказчиков подготовки данных публикаций, заказчиков размещения статьи на местных сайтах. Рекомендовали владельцам, главным редакторам двух сайтов обратить внимание на профессиональную некомпетентность их сотрудников и размещение материалов, направленных на разжигание межнациональной и межконфессиональной розни.

Источник: http://old.egov-buryatia.ru/index.php?id=4&tx_ttnews%5Btt_news%5D=32572

Поделиться: