В жизни современного общества – и всего мира, и России, и Бурятии – ислам оказывает всё более значительное влияние. Поэтому всё что связано с этой религией, представляет большой интерес в самых разных аспектах: теологическом, философском, социальном, политическом. Также заметим, что Бурятия никогда не являлась мусульманским регионом. Именно поэтому хотелось задать побольше давно назревших вопросов об исламе — его существовании на территории Бурятии, о связанных с исламом популярных стереотипах и мифах, о религиозно-философской стороне ислама.
Имам Айрат любезно принял нас прямо в мечети, охотно ответив на все наши вопросы. Беседа длилась почти два часа.
— Много ли мусульман в Бурятии?
— Вообще есть разные данные. Есть такая книга, «Справочник религиозных организаций», выпущенная БГУ, в ней написано, что 10 000 этнических мусульман коренных здесь живёт, и ещё написано, что есть эмигранты, но сколько их точно никто не знает. Есть источники, где пишут, что 20-25 тысяч, по разному, но коренных это 10-13 тысяч человек.
— Коренные местные мусульмане — это уроженцы Бурятии?
— Коренные — это те, кто здесь уже давно живёт: татары, узбеки, те, у кого здесь уже и дети родились, для их детей это уже родина.
— А в мечеть много приходит?
— По пятницам 400-450 человек.
— И здесь все помещаются?
— Здесь все помещаются, мечеть на 700 человек рассчитана.
— Основной рост количества мусульман происходит за счёт приезжих, или местных, принявших ислам?
— Я бы не сказал, что у нас община так быстро растёт. Но 70% процентов, наверное, за счёт приезжих. А 30% за счёт местных.
— А каков этнический состав? В основном, наверное, народы, у которых ислам традиционная религия?
— Есть и русские и буряты, просто их не так много.
— Кто из них принимает ислам охотнее?
— Девушек у нас больше, например, буряток. Девушки часто выходят замуж за узбеков, реже за киргизов, потом принимают ислам. Мужчин тоже больше бурят.
— От кого исходила инициатива построить в Бурятии мечеть?
— От всех мусульман, основную инициативу проявили татары, но и другие национальности участвовали: узбеки, афганцы. Вообще у нас 15 национальностей, все они поддержали, все они писали заявление и документы все вместе собирали. Строили тоже все вместе и до сих-пор строят.
— То есть строительство продолжается?
— Да, продолжается, но основные работы уже закончены.
— Юридически кому принадлежит мечеть?
— Эта мечеть входит в Духовное управление мусульман азиатской части России.
— К какому течению ислама относится местная мусульманская ветвь?
— Есть вообще два течения, образовавшиеся в результате политического раскола — шииты и сунниты. У нас в России шиитов практически нет. Только некоторые азербайджане. Мы принадлежим к суннитам ханафитского толка мазхаб. Есть четыре мазхаба. Татары всегда были ханафитами. У нас в России вообще представлено два мазхаба. На Кавказе шафиитский мазхаб, так исторически сложилось, по остальной России ханафитский.
— Почему люди обращаются к исламу?
— У всех людей разные причины, кто с детства ищет, кто потом приходит, кто после проблем начинает искать. Часто проблемы являются поводом. У кого-то в детстве были знакомые или друзья мусульмане, кто-то с мусульманами служил в армии или учился.
— Как-то в интервью вы сказали, что часто к вам шаманы людей отправляют. Вам не казалось, что это дико?
— Отправляют. Сначала непривычно было. Я и сейчас не считаю это нормальным, это религиозный синкретизм, смешение религий. Но шаманы отправляют, и люди приходят. Я не могу их прогонять. Как мусульманин, как имам, я не имею права прогонять людей из мечети.
— Вы сам ведёте какую-либо миссионерскую деятельность? Читаете проповеди, чтобы привлечь людей?
— В мечети проповеди у нас ведутся постоянно, по пятницам и дополнительные проповеди. И если куда-то приглашают, в районы, например, я тоже выезжаю.
— Отправляете ли миссионеров, чтобы они проводили агитационную деятельность?
— Такого в исламе никогда не было, чтобы отправляли миссионеров. Если посмотреть на Россию, такой миссионерской деятельностью занимаются только иеговисты.
— Бурятия — традиционно буддийский и шаманистский регион. Как здесь ислам уживается с другими религиями — буддизмом, шаманизмом, православием, староверческим православием? Особенно интересуют буддизм и шаманизм, которые с точки зрения ислама являются многобожниками.
— Не только с точки зрения ислама, но так же и с точки зрения мировых религий, шаманизм -многобожие. Даже если посмотреть в официальном религиеведении, религии делятся на многобожие, монотеистические, а так же старые и новые религии. Как ислам уживается с шаманизмом и другими религиями? Во-первых, ислам здесь появился не вчера и не сегодня, а официально ещё в начале 19 века. Я разговаривал с одним историком, он сказал, что явных доказательств нет, лишь косвенные, но он считает, что ислам здесь появился ещё в 16 веке. Я сказал ему, что когда он найдёт доказательства, пусть напишет об этом, будет очень интересно. Пока официальная дата — начало 19го века. В частности уже в 1904 году было разрешено строительство мечети, в 1907 году начали строить. Вообще разрешение давали, только если бы было 200 отдельных домов, где живут мусульмане. Тогда в Верхнеудинске было всего 19 домов. И разрешение еле дали лишь при одном условии: Что местные мусульмане не будут призывать крещёных татар обратно к исламу.
В1907 году начали строить, в 1912 году мечеть уже полностью функционировала, при мечети была школа. Первого имама позвали с Казани — Али Аскер его звали. После него имам уже был местный, Гарифулла Хайруллин. Но потом в 1939 году мечеть отобрали. Тогда уже закрывали все религиозные организации. Затем мечеть была сожжена. Вообще в Бурят-Монгольской АССР было 5 зданий, где проводились мусульманские религиозные службы. Но после распада часть перешла в Читу, часть в Иркутск. Здесь у нас в Улан-Удэ осталась лишь одна, но и она не сохранилась. Есть много версий, где она располагалась, но основная — на Площади Победы. После того, как мечеть забрали, новой официальной не было долго, вплоть до 2007-2008 года, люди собирались друг у друга, чтобы проводить праздники, молитвы. Так как долго не было мечети, очень многое смешалось, начали появляться ошибки в обрядах, так как знающих людей не осталось, а учиться было негде. В СССР была лишь одна семинария, в Узбекистане. Поэтому и сейчас есть проблема, что многие забыли свою религию. Но сейчас всё восстанавливается. Многие приходят учиться, приезжают с районов.
— То есть сейчас проблема местных мусульман в том, что многое забыли, многое утратили?
— Да, потому что не было места, куда можно прийти и научиться.
— Какие ещё есть проблемы у местных мусульман, связанные с верой?
— Как у всех. Особых каких-то проблем нет. Место дали, мечеть строится. Люди приходят, никому никто ничего не запрещает.
— И всё же, не возникает никаких трений с представителями других религий? Ведь считается, что ислам наиболее нетерпимо относится к многобожию.
— Ислам относится терпимо ко всем. Когда пришёл ислам, была уже положена основа для непринуждения к религии. Никто никого не может принуждать быть верующим, атеистом, монотеистом, многобожником — человек выбирает сам. Да, у каждой религии есть свои догмы. Единобожие, например, как в исламе, как в христианстве. Многобожие считается неправильным.Но даже если человек считает, что многобожие — это правильно, это не даёт повода относиться к нему плохо, ущемлять его права.
Когда Мухаммад жил в Мекке, там было много язычников и были мусульмане. И всё. Больше никого. Но когда Мухаммад совершил переселение из Мекки в Мегину, то там были две группы иудеев, мусульмане, язычники и время от времени туда приезжали христиане-копты. И одна из жён Мухаммада, Мария была из коптов. А когда пророк переселился в Мегину, там появилась четвёртая группа людей — это были лицемеры, то есть снаружи они были мусульманами, но внутри оставались неверующими. Потому что уже тогда им это было выгодно — приехал пророк, и он уже обладал определённой силой. И пророк нашёл с ними со всеми общий язык. И когда он приехал туда, он сказал, что все жители города Мегина — это одна община. А потому верующий человек, если у него соседи неверующие, язычники, атеисты — хоть какой другой веры, он должен уметь находить с ними общий язык. И это есть основа ислама, что нет принуждения, никто не имеет права никого принуждать.
— Правда, что по исламу христиане и иудеи, выражаясь юридическим языком, живут по «документам, утратившим силу»? При этом ислам признаёт Иисуса и Моисея пророками.
— Ислам признаёт всех пророков, в том числе Иисуса. В этом особенность ислама. Это самая толерантная религия. Мы признаём всех пророков.
— Но их заветы уже утратили силу?
— Да, утратили. Например, когда не существовало христианства, а был иудаизм,действовал Ветхий Завет. Затем пришёл Иисус, появились христиане и сказали, что Новый Завет отменяет Ветхий Завет. Например, в Ветхом Завете запрещено есть свинину, но христиане её едят, потому что Новый Завет для них отменил Ветхий Завет. Так же и у мусульман. Пришла новая книга, пришёл новый пророк и он отменяет то, что было до него.
Почему так много религий. Есть несколько объяснений. Религиоведы объясняют это так: когда приходили пророки, некоторые их принимали, а некоторые нет. Если бы все приняли Иисуса, иудаизм бы исчез. То есть, если приходит новый пророк и все его принимают, то всё, что было до него, исчезает. Основа бы, конечно, осталась. Потому что все пророки приходили с одной основой. То есть идеология у всех была одна — Они призывали к единому Богу, Творцу и Создателю. А некоторые законы, каноны, менялись. Менялись потому, что разные времена, разные цивилизации, разные условия для жизни. Менялись некоторые законы, виды запрещённых и разрешённых вещей. Но идеология всегда оставалась. Поэтому мусульмане не считают, что ислам появился с приходом пророка Мухаммада. Мусульмане считают, что ислам был всегда, с первым пророком.
— Есть в исламе запрет для христиан и иудеев открыто проповедовать свои взгляды?
— Они могут проповедовать свои религии, строить церкви, вести службы, никто им не запретит. Никогда в исламе не было такого запрета. Даже в армии Салахутдина были христиане, восточные. Никаких проблем здесь нет. Есть проблема в людях, что они не выполняют, что должны.
— Как относится ислам к буддизму, ведь буддизм не аврамическая религия?
— Год тому назад у нас начали преподавать Основы религии и светской этики. В БГУ проходила большая конференция, и там лама сказал, что буддизм — это не религия. В религии есть Бог, есть рай, есть ад. Потому буддизм скорее философия. Но все, опять же, воспринимают его по-разному. Я тоже считаю буддизм философией.
— Каковы функции священника в исламе? Посредник между Богом и человеком?
— Слово «имам» переводят на русский как «священнослужитель исламского вероисповедания». Но в исламе нет понятия священства. Все люди равны перед Богом. Если сказать по-простому, имам — завхоз. Тот, кто за всем следит, всем заведует и управляет. И одна из обязанностей имама — очень хорошо всё знать.
— А что означают слова «мулла», «муфтий», «шейх»?
— Имам, мулла, хазрад — это всё одно и то же. Просто из разных языков. А мусульманское духовенство, муфтий — это при Екатерине Второй появилось. Она отменила насильственное крещение татар и ввела понятие «муфтий». Это посредник между государством и религиозными организациями. Вторая функция муфтиев — давать ответы на вопросы, которые появляются со временем и которые не разобраны в Коране. Например, вопрос об эфтаназии.
— Теперь хотелось бы поговорить о нормах ислама. Какие ограничения ислам налагает на человека, который его принял? Например, алкоголь запрещён. Это касается только вина или запрещен любое спиртное?
— Есть такое правило, изречение пророка, что ислам — это жёсткая религия. В исламе установлено, что разрешено, что запрещено, что можно кушать, а что нельзя кушать. Но когда человек принимает ислам, нужно осуществлять этот переход постепенно. Когда человек ест очень вкусное блюдо, он может съесть его очень много, но потом ему будет плохо.
Основа запретов в чём заключается. В Коране есть такой аят: Всевышний когда создал человека, вложил в его душу понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Бедуин приходит к пророку и спрашивает, что такое разрешённые вещи. Пророк сказал ему очень простое правил- Разрешённые вещи, это когда ты делаешь что-то, и при этом твоя душа раскрывается, и ты хочешь, чтобы люди об этом узнали. Тогда бедуин спросил, что такое запрещенные вещи. И пророк ответил, что запрещённые вещи, это такие вещи, которые ты совершаешь, и твоя душа сжимается, и ты не хочешь, чтобы люди об этом узнали. Даже если человек не знаком с религией, по этому критерию он может сделать вывод. Когда человек принимает наркотики, он не хочет, чтобы кто-то об этом узнал. Или если жене изменяет, скрывает это.
А вообще в исламе есть хадисы и аяты, которые говорят о некоторых вещах, которые точно запрещены, а некоторые нет. Но главное, всё, что есть в исламе, шариат, разрешённые вещи, всё с одной целью. Почему есть разрешённое и запрещённое. В исламе есть пять приоритетов человека — это жизнь человека (все каноны ислама направлены на то, чтобы сохранить жизнь человека), разум человека (сохранить разум), религия (без жизни и разума религии быть не может), имущество человека и потомство человека. Любой запрет влияет на одну из этих вещей. Любой грех будет влиять на одну из этих пяти вещей. И алкоголь самый известный грех в исламе. Пророк Мухаммад сказал, что алкоголь — это источник всех мерзостей, всех грехов. Есть притча. Человеку сказали, что есть три греха — убийство, прелюбодеяние и алкоголизм. И что он должен выбрать и совершить один из них, иначе будешь сам убит. И он решил, что алкоголь самый безобидный из грехов. Он выпил алкоголь. Затем изнасиловал девушку. А затем, чтобы скрыть это, убил её. Это говорит о том, что алкоголь самый страшный грех потому, что из-за него все пять приоритетов страдают. Алкоголь отнимает здоровье человека, а затем и жизнь. Отнимает разум, человек в состоянии опьянения способен на что угодно. Если человек пьёт, о религии говорить уже не приходится. Может пропить имущество — примеров в жизни полно. И влияет на потомство, его здоровье.
Поэтому, если в исламе что-то разрешено, значит, это что-то положительно влияет на жизнь человека, а если запрещено, значит, отрицательно влияет. Например, курение не было запрещено, когда люди ещё не знали о том, как оно влияет на организм человека. Но как-только изучили влияние курения на человека, медики сказали, что курение убивает, тогда мусульмане приняли, что курение запрещено.
— Вроде прописано, что нельзя употреблять продукт брожения винограда. Многие этим пользуются и считают, что то, что не на основе винограда, можно пить.
— Есть изречение пророка: Всё, что опьяняет в большом количестве, запрещено и в малом.
— Продажа алкоголя тоже запрещена?
— Да, если мусульманин продаёт алкоголь — это грех.
— То есть склонять к греху…
— Да, это тоже грех, склонять, участвовать.
— Если человек принимает ислам, означает ли это, что он отказывается от своей национальности, традиций?
— Ислам признаёт традиции. Но опять же, есть разрешённые традиции, а есть запрещённые. У арабов была традиция закапывать своих детей. Это не значит, что сейчас мы будем толерантными и примем эту традицию. До ислама у арабов была традиция закапывать своих дочерей живьём. Это считалось храбростью. Но с приходом ислама это было отменено.
Ислам не говорит, что нет национальностей. Есть аят в Коране, в котором говорится: «Мы вас создали разными народами и разными общинами, чтобы вы узнавали друг друга.» Как сохранить это, если мы всех унифицируем? Потому ислам не заставляет человека отказываться от своей национальности, от своей культуры. По исламу, человек не должен думать, что его национальность лучше других национальностей. Это высокомерие. Думать, что ты лучше других людей, если больше читаешь молитвы — это высокомерие. Все люди от Адама и все равны. Когда пророк приехал в Мекку, там уже все были мусульмане. И там пророк велел негру из Эфиопии, бывшему рабу, подняться на кабу и сказать оттуда призыв на намаз. И когда тот поднялся на кабу, там стояли другие люди, из знатных родов. Так пророк показал, что Всевышнему без разницы, какая у тебя национальность, какой язык. Главное, что у тебя внутри. Потому человек имеет право, он должен изучать свою культуру, свой язык. Но не должен себя считать лучше, чем другие.
— В исламе есть запрет отмечать Новый Год, Дни Рождения?
— Есть запреты, если праздник касается религии человека. А День Рождения — хочет человек — празднует, не хочет — не празднует.
— Можно ли мусульманину слушать музыку? Слышал, что на это есть запрет.
— По этому вопросу есть большие разногласия. Но в целом, песни не запрещены, если они с хорошим смыслом. Песни запрещены, если призывают к чему-то плохому.
— Я ещё слышал, что памятники — это плохо.
— Человека нужно помнить. Рисовать человека, лепить его фигурку — запрещено. Поэтому в исламе появилась такая традиция — каллиграфия. Рисовать живых существ запрещено.
— А фотографии?
— Фотографии — это другое дело. Фотография запечатлевает то, что уже есть. Фотографируя, человек не придумывает ничего нового. Поэтому фотография не запрещена.
— А каково отношение ислама к художественной литературе?
— Её полно. Главное, что нельзя врать, надо описывать то, что есть.
— Как в исламе относятся к действиям на публику? Допустим, в христианстве так нельзя. Ты сделал доброе дело, это хорошо. Но не нужно ходить и всем рассказывать, что я вот такой хороший.
— В исламе есть такое есть такое понятие — показуха. Когда человек совершает праведный поступок открыто и хвалится этим поступком. Это является большим грехом. Если человек строит, например, мечеть, чтобы о нём в газете написали. Или покупает детскому дому книги, компьютеры, а потом требует, чтобы о нём написали в газете, то это уже будет показуха, и за это человек награду не получит. И есть ещё в исламе такое, когда человек хвалится перед собой. В исламе запрещено и это. Как открытая показуха, так и для себя. Скажем, человек встаёт ночью на намаз, на молитву. Никого дома нет. Никто не увидит, как ты со слезами на глазах читаешь молитву. Но если после молитвы ты подумаешь: «Вот я какой хороший! Никто не встал ночью на молитву, а я намаз читаю», — это тоже грех.
— Иногда на фотографиях мусульман я вижу, они поднимают вверх указательный палец. Что это означает?
— Это означает единобожие. Один Бог. Вообще, если человек себя фотографирует и выкладывает в интернет, это уже показывает демонстративность человека. Ему надо как-то выделиться. Кто-то с айфоном выделяется, кто-то так выделяется. Это опять же психология человека.
— 70 девственниц, которые полагаются мусульманину после смерти, как-то можно трактовать или прямо так и будет?
— В хадисах говорится, что [в раю] будет 70 девственниц, но это по критериям того времени. Сейчас мы должны смотреть на критерии нынешнего времени. Нужно понимать, что там будет совершенно другой мир, другие ощущения.
— У нас в городе есть представительство веры бахаи, которая в своё время зародилось как еретическая секта в исламе… Какие взаимоотношения с ними у ханафитского ислама?
— Бахаи — это одно из течений, которое вышло из ислама. Секта.
— Сами они себя считают новой религией.
— Тем более, какое они к исламу отношение имеют, если считают себя новой религией? Их можно назвать происламской религией. Таких течений много в любой религии, которые основывались на одну религию, а потом добавили какие-то новые вещи. Те, что основаны на исламе — это происламские. То есть требования ислама они уже нарушили.
— Утверждается, что пророк Мухаммад — последний пророк, и что после него уже не будет других пророков, только конец света.
— Да, пророк Мухаммад — последний пророк. После него будут только лже-пророки.
— Обязана ли женщина постоянно носить хиджаб? Вообще, как она должна себя закрывать? Я слышал, что женщина должна закрывать свои «украшения»…
— Вообще в исламе есть такое понятие, как аурат — это такие части тела, которые нельзя показывать и на которые нельзя смотреть. Вообще, такое есть всегда и во всех религиях. Тот же платок. Уважающая себя христианка должна ходить в платке. То, как сейчас одеваются люди… Лет 50-80 назад такого ещё не было. Например семейских взять. Я когда приехал, встречался с ними, изучал их культуру и вообще культуру русских людей. У русских есть такая традиция: Когда девушка становилась совершеннолетней, ей дарили платок. А у семейских девушка, пока она не вышла замуж, заплетает косу и может ходить без платка. Но когда выходит замуж, заплетают две косы, и она носит платок, кичку. Она уже не имеет права показывать волосы. Так что ислам здесь ничего нового не выдумывал. В любой религии можно найти, что женщина закрывает голову. В частности, в исламе женщина должна закрывать тело кроме кистей рук и лица. Никаб не обязателен, никаб — это традиция. Ислам не унижает права женщин. Этим он защищает права женщин. Защищает права женщины и других женщин. Мало кто об этом задумывается. Есть вещи, которые нужно делать, чтобы защитить права других людей. Женщина, которая надевает платок, защищает не только себя, но и права других женщин. Она закрывает себя, чтобы муж соседки на неё не смотрел. Она сохраняет свою честь и чужую семью.
— Правда, что у женщины нет души?
— Наоборот. Ислам поднял женщину в положение, какого у неё никогда и ни в какой религии не было. В исламе у женщины есть душа, она такой же полноправный человек, как мужчина. А в чём-то у неё прав даже больше. Как-то к пророку пришёл один человек и спросил: К кому я должен лучше всех относиться? — Пророк ему ответил: К своей маме. — А потом к кому? — К своей маме. — А потом к кому? — К своей маме. — И когда в четвёртый раз человек спросил пророка, тот ответил: — К своему папе. Если мама и папа зовут ребёнка, ребёнок должен сначала прийти к маме, а потом к папе.
— Женщины могут приходить в мечеть на молитву?
— Конечно.
— Как сочетается жизнь по нормам ислама с современной экономикой, основанной на ссудном проценте? Можно ли мусульманину идти в банк, вкладывать деньги или брать кредит?
— В исламе, как и в других религиях это запрещено. Это называется ростовщичество.
— Куда мусульманин может вложить свои деньги?
— Есть исламские банки. В них особые условия. Но если человек живёт в стране, где нет мусульманских банков, а у него есть большая сумма денег, которую опасно хранить дома, то он может пойти в обычный банк. Только при определённых условиях. Сами по себе в исламе запрещены проценты, нельзя давать или брать под проценты. Потому что это есть большая несправедливость. Приобретать в кредит запрещено. Это несправедлив- У человека и так денег нет, он и так беден, а ему ещё и переплачивать за товар приходится.
— Если мусульманин кладёт свои, скажем, миллионы в банк, на каких условиях?
— Если нет другого выхода. Но специально, чтобы получать прибыль от этих процентов, нельзя.
— А как работают исламские банки? Они, получается, не берут проценты?
— Я мог бы рассказать об исламской экономике, но это будет очень большая лекция, это надо изучать. У исламских банков другой принцип работы, они не работают на проценты.
— То есть, банк работает как компаньон?
— Да, как компаньон.
— Слово «джихад», оно что подразумевает? Религиозную войну или борьбу со своими грехами?
— Про джихад есть известный хадис. Когда пророк вернулся из битвы, должен заметить, что все битвы, которые вёл пророк были исключительно оборонительными. Допустим, Великая Отечественная Война — это можно назвать джихадом, потому что наши дедушки и мой прадед, брат дедушки, брат бабушки, которые погибли во время войны, я могу сказать что они были на джихаде, они защищали свою родину. Но пророк опять же сказал, когда они вернулись с битвы: «Вы вернулись из маленького джихада на большой джихад», борьба со своими страстями и грехами — это и есть джихад.
— Ложь считается в исламе серьёзным грехом?
— Да, ложь это серьёзный грех.
— А считается ли допустимой ложь ради победы в войне или ради торжества ислама?
— Во время войны есть свои правила. Взять хотя бы Великую Отечественную. Если разведчика поймали, он же не будет тайну говорить. Можно лгать при определённых условиях. Например, если мирите двух людей. Но сама по себе ложь под запретом.
— Некоторые считают, что для мусульманина недопустима смерть от удушения, потому что душа не может выйти, что укус собаки закрывает дорогу в рай. Так ли это? Если мусульманина поймали и задушили, он не сможет попасть в рай?
— Если мусульманина поймали и задушили — это убийство, и убитый за это отвечать не будет. Это не его поступок. Наказание понесёт тот, кто убил. А убитый в Судный день ещё возьмёт с этого человека. Душа — не материальная вещь, чтобы застрять. Если человек умирает, неважно, что бы с его телом не делали, на душу это никак не влияет. Это повлияет только на тех, кто издевается над телом мёртвого. Подобные предположения и представления называются стереотипами.
— А какие есть ещё стереотипы, касающиеся ислама?
— Связь ислама с терроризмом уже тоже стала стереотипом.
— В последнее время ислам очень прочно ассоциируется с темой религиозного экстремизма…
— Это всё СМИ, не мы.
— Да, СМИ, конечно, виноваты. Но всё же. Терракты в последнее время в Волгограде, на Ближнем Востоке…
— Война в Сирии, война в Египте была… Это всё уже политика. Я вообще политику не люблю. В этом мире многих вещей мы не видим. Кто там виноват, кто не виноват — я не знаю, если честно.
— Тем не менее мусульмане очень легко провоцируются на массовые беспорядки…
— Это зависит от человека. Это всё не проблема религии, а проблема людей.
— То есть это всё от непонимания своей религии?
— От непонимания. Или от невыполнения предписаний. Может, люди осознанно не выполняют. Я не знаю, почему некоторые люди всё это делают, потому что не разговаривал с ними лично. По исламу нельзя разрушать храмы других религий.
— Даже неаврамических?
— Даже неаврамических.
— Я читал, сейчас в Сирии, когда молятся мусульмане, христиане встают вокруг них, чтобы защитить их и наоборот, мусульмане защищают христиан во время молитвы. Это нормально?
— Это и есть общество, когда друг другу помогают.
— То есть, это не запрещено, помогать людям другой веры?
— Конечно. Есть такой аят: Если язычник попросит у тебя убежища — дай ему убежище.
— Что вы можете сказать про такое течение ислама, пользующееся дурной славой, как ваххабизм?
— Это течение новое, ему ещё 250 лет нет.
— Они утверждают, что они стоят за изначально чистый ислам.
— Все так утверждают. Это особенность психики человека: Я прав. Все люди думают, что они правы.
— Есть ли у нас в городе представители салафизма, ваххабизма?
— У меня знакомых нет.
— А некий Солбон Цыбиков?
— Он не здесь живёт, насколько я знаю.
— Он какое-то отношение к мечети имеет? Я слышал, что он был вашим помощником.
— Никогда он моим помощником не был. Когда я сюда приехал, его уже здесь не было.
— Насколько известно, он себя открыто позиционирует сторонником салафитского ислама.
— Я с ним лично не разговаривал.
— Он даже вас подвергал в интернете критике, что вы не так преподаёте.
— Это я знаю. Первый год, когда я приехал, я обращал внимание на то, что пишут в интернете. Когда читал статьи про ваххабизм в Бурятии, меня это ещё как-то затрагивало. Потом я подумал и провёл исследование. Ко мне же совершенно разные люди приходят, даже от шаманов. Я спрашивал всех, что они думают об исламе. Они отвечали, что ничего плохого. Тогда я спрашивал, какого мнения их родственники. Говорят ли что-то плохое про ислам, относятся ли негативно? Нет, отвечают. Так что если кто-то хочет самоутверждаться и в интернете что-то писать — это его дело. Если кто-то хочет мне что-то сказать — пускай придёт и скажет. Я выслушаю. Если он будет прав, я это приму. Если нет — поспорю.
— На Северном Кавказе, в Татарстане представители традиционного ислама подвергаются давлению со стороны экстремистов-салафитов.
— Как они могут давить, у них разве есть власть?
— Угрозы, вплоть до террактов против мусульманских священнослужителей.
— В Татарстане были терракты, когда ещё был Юнус Фаизов, я слышал. Но лично я не знаю.
— А на вас не давят?
— Нет.
— Самоубийство в исламе тяжкий грех, как и убийство?
— Да, конечно.
— А смертники шахиды…
— Это давно решённый вопрос, но до СМИ, видимо, ещё не дошло. Было давно уже принято решение, что террористов называть мусульманами нельзя. Если человек считает, что запрещённая вещь разрешена или разрешённая запрещена, этот человек перестаёт быть мусульманином. Например, хлеб разрешён. Бог его разрешил. Но если я решу, что хлеб запрещён, значит, я ставлю себя выше Бога. Человек, который убивает, и говорит, что это можно, не может быть мусульманином, потому что он ставит себя выше Бога.
— Некоторые люди часто критикуют традиционный ислам, что много нововведений, которых изначально не было, что большинство приверженцев традиционного ислама потеряли настоящую религиозность и просто бездумно выполняют обряды, что традиционный ислам из религии трансформируется в некую культурную традицию…
— Ислам никогда ни во что и никуда не будет трансформироваться. Опять же, если человек себя называет мусульманином и изучает Коран, если он хочет кого-то критиковать, он должен знать, что Аллах в Коране сказал: «Мы вам ниспослали упоминание, и мы будем его сохранять до Судного дня». До Судного дня ислам никуда не денется. А то, что в исламе есть новые вещи, которых не было во времена пророка… Ковров не было во времена пророка. Михраба во время пророка не было. Минарета во времена пророка не было. Если читать историю казанской мечети, это была единственная мечеть, которая в советское время сохранилась. Все остальные мечети закрылись. Как только появились микрофоны, там, в мечети, прямо дрались. Некоторые говорили, что это можно оставить, а некоторые, что нельзя. Появляются новые технологии, а потому появляются и новые вещи. Это нормально.
— То есть если они напрямую не запрещены, то они разрешены?
— Если вещь запрещена, то нельзя. Рисунков как не вешали, так и не вешаем, только каллиграфия.
— Как ислам относится к рабству?
— Когда пришёл ислам, рабство само собой потихоньку отменилось, сошло на нет. Потому что когда пришёл ислам, раб стал членом семьи. Владелец раба стал должен кормить его тем, что сам ест, не давать работы свыше его сил, одевать хорошо. Если раба ударил — должен его освободить. Если что-то пообещал ему, но клятву не выполнил — отпустить.
— Почему в исламе общепринятым языком для богослужений считается арабский? — Коран был ниспослан на арабском языке. Есть Резатдин Фахретдин, известнейший татарский богослов, у него очень много книг на арабском языке, хотя он сам татарин. Когда у него спросили: «Почему вы пишете на арабском, а не на татарском? Писали бы на татарском». Он ответил: «То, что я пишу на арабском, могут читать все. То есть и арабы могут читать, и персы, и турки. А если я буду писать на татарском, то это смогут читать только татары». Арабский для мусульман как английский — международный язык. В дореволюционных медрессе мужчины учили арабский и тюркский(турецкий) языки, а женщины учили арабский и персидский языки. Получалось, что татары могли читать как на арабском, так и на турецком с персидским языках. Это сейчас на многих языках есть мусульманские книги. Но основа всё равно остаётся Коран и даже перевод Корана называется «смысловой перевод», то, что есть на русском языке не называется Кораном. Потому что если мы хотим правильно понять ислам, мы должны читать оригинал. Потому что при переводе смысл может меняться.
— Я слышал, что пророк Мухаммад информацию от Бога получал в пещере…
— Это первый раз, когда он получил откровение Бога, когда он увидел архангела Джабрииля, если по-русски Гавриила. И это произошло в пещере. В свои 40 лет пророк часто уходил в пещеру, там сидел и размышлял в уединении.
— Также я слышал, что стихи писания записывались друзьями и родственниками на пальмовых листах или кусках кожи.
— Пророк был безграмотным, он не умел ни читать, ни писать, он диктовал откровения.
Вначале он запрещал записывать свои изречения, только аяты Корана, чтобы их не перепутать. Были сподвижники, которые записывали Коран. Бумага была не у всех, кто на пальмовых листьях, кто на дощечках, кто на камнях, кто на костях. То есть аят ниспосылается, пророк его озвучивает, а сподвижники заучивают, плюс ещё записывают. Не было такого, чтобы в одну книгу сразу записывали. И только через год после смерти пророка Абу Бакар собрал Коран. Но Коран сохранялся не только через записи. Особенность Корана в чём? В том, что были люди знавшие его наизусть и до сих пор такие люди есть.
— То есть не может быть такого, чтобы какие-то из записей потерялись и не были включены в Коран? Люди всё заучили и потом в точности записали в одну книгу.
— Основа была в том, что люди всё заучивали. Там был не один человек был. Почему во время Абу Бакара решили собрать Коран? Потому что были сподвижники которые знали Коран наизусть, были так же другие люди знавшие Коран, но сподвижники уже умирали. По тому и решили записать Коран, чтобы не передавать из уста в уста. Вот это Коран (показывает книгу зелёную с белыми узорами и арабской вязью), в университете, в котором я учился, был факультет по заучиванию Корана, вот эту книгу они за два года наизусть выучивали на арабском языке. Вы можете открыть Коран и любой аят с любого места зачитать, и они продолжат.
— Как вы считаете, что нужно знать жителям Бурятии об исламе, чтобы не возникало недопонимания и трений на религиозной почве?
— В первую очередь нужно выполнять предписания своей религии. И тогда никаких проблем и не будет. Буддист должен всех любить, даже животных не должен убивать. Вот и всё. Если ты буддист, ты не будешь животных убивать и будешь ко всем относиться хорошо. Христианин должен любить всех. Любить ближних. Вот твой ближний сосед-мусульманин — люби его. И в исламе тоже — не причинять вред никому. Вот и всё. Даже если ты не изучаешь другие религии. На самом деле проблема не в религии, а в том, что люди не выполняют предписания той религии, которой следуют.
По поводу своего отбытия имам Айрат в телефонном разговоре сказал, что о Бурятии у него остались самые добрые впечатления. В свою очередь, мы пожелали ему благополучия на новом месте и дальнейших успехов в духовно-религиозной деятельности.
Беседовал Василий Тараруев
Источник: Сайт Василия Тараруева http://tararuev.ru/2019/02/22/imam/