Taking too long? Close loading screen.

Абдул Басыр Нургалиев: «Исламский бизнес самый честный!»

Лидеры общины мусульман Улан-Удэ рассказали «Информ Полису» о том, когда в столице Бурятии закончится строительство мечети, почему предприниматели-мусульмане не берут проценты с денег, отданных в долг

– Мы планировали провести открытие мечети в конце лета, однако, скорее всего, это перенесется на более поздний срок, – сообщил «Информ Полису-online» и.о. имама общины мусульман Улан-Удэ Сафиулла Хамид. – Сибирский климат требует дополнительного утепления здания, и сегодня у входа в мечеть нами строится теплый тамбур, или портал, чтобы люди могли удобно войти, раздеться, оставить обувь. Поэтому открытие немножко затягивается. До недавнего времени у нас не было своего помещения, где мы бы могли совершать пятикратный намаз, и мы читали молитвы в разных местах – спортзалах, магазинах. Но, слава Аллаху, Господу миров, сегодня нам, мусульманам, уже есть куда прийти помолиться. Все мусульмане Бурятии благодарят Аллаха и городские власти, которые выделили нам этот участок земли!

Сегодня в здании улан-удэнской мечети общие собрания мусульман проводятся пока только раз в неделю – во время «пятничного намаза». Лидеры общины ведут переговоры с известным бурятским художником Валентином Базаровым, который предлагает свое художественнее решение внутренней отделки мечети. По обеим сторонам строящегося портала у входа в мечеть скоро взметнутся ввысь два минарета высотой в 24 метра, и над высоким берегом протоки Забока и долиной Селенги раздастся пение муэдзина, собирающего «правоверных» на совершение намаза.

Новым имамом стал афганец

Афганский таджик Сафиулла Хамид приехал в Советский Союз из Афганистана в 80-е годы для учебы в Улан-Удэнском индустриально-педагогическом техникуме, а затем на факультете иностранных языков Бурятского пединститута (ныне БГУ). После крушения советской империи, когда на его родине в Кабуле талибы строили исламское государство, Сафи благополучно занимался предпринимательством в Улан-Удэ. За это время он получил российское гражданство и женился на принявшей ислам русской девушке. В 1998 году, когда была зарегистрирована местная религиозная организация (МРО) мусульман города Улан-Удэ, он стал «заместителем имама по финансовой части». В ноябре прошлого года Сафиулла Хамид Хаджи («хаджи» – мусульманин, совершивший паломничество-хадж в Мекку) был выбран единоверцами новым имамом общины. Сейчас он совмещает личный бизнес с делами духовными – менеджментом по строительству мечети, чтением проповедей во время пятничной совместной молитвы и совершением мусульманских обрядов по просьбам верующих. Главная сложность для него заключается не в соблюдении правил ритуалов и совершения намаза, а в необходимости давать ответы на сложные вопросы, которые жизнь ставит перед местными мусульманами.

– Мы должны всегда помнить о запретах и разрешениях Аллаха, где бы мы ни жили – в Бурятии, Афганистане или во Франции. Например, закон «убей неверного» действует только в том случае, когда он, неверный, убивает верующих. Аллах говорит в Коране: защищайся, если на тебя нападают, убивай его, если он хочет тебя убить. То есть убить человека разрешается только в одном случае – когда ты защищаешься. Исламский закон не разрешает самому нападать. Поэтому мы наших братьев предупреждаем об опасности терроризма, чтобы они не попадали под влияние террористических организаций. Мечеть нам нужна для того, чтобы мы могли здесь собираться и объяснять это нашим детям, – говорит Сафиулла Хамид Хаджи.

Община мусульман Улан-Удэ входит в лояльную властям России организацию – Духовное управление мусульман азиатской части России (ДУМАЧР). Сейчас верующие ожидают приезда нового имама. Активисты общины написали в исламский университет Казани письмо с просьбой прислать сюда «дипломированного проповедника», который изучал законы ислама в российском учебном заведении.

Муслимы-«интернационалисты»

По словам другого лидера местной общины мусульман Абдул Басыра Нургалиева, в настоящее время в Бурятии насчитывается около 20 тысяч его единоверцев, среди которых большинство представлено так называемыми «этническими мусульманами». Это почти 10 тысяч татар Бурятии и представители других этнических диаспор, традиционно исповедующих ислам, – узбеки, киргизы, таджики, азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы. Сегодня в Улан-Удэ приезжает много трудовых мигрантов из Средней Азии, среди которых традиции ислама укоренены крепче, чем у местных жителей.

Новое явление исламской жизни – молодые неофиты, буряты и русские, принимающие эту религию не в силу традиций предков, а из «идейных соображений». Мода на ислам у немногочисленных пока молодых европейских интеллектуалов, для которых «единобожие» стало реальной альтернативой «обществу потребления» с его «состарившейся» и «обанкротившейся» идейной основой, коснулась и Улан-Удэ.

Особенность исламской среды в столице Бурятии в том, что в ней не доминирует какая-либо одна национальная группа, а существует ориентация на межэтническое братство мусульман. Татары, которые компактно проживают в Бурятии более 70 лет, трудовые мигранты-узбеки и киргизы, а также немногочисленные, но активные чеченцы и афганцы имеют здесь свои национальные культурные центры и землячества. Эти общественные организации имеют тесные «связи с родиной» и ориентированы в основном на поддержание этнической идентичности. Тем не менее разводу по «национальным квартирам» этнических диаспор здесь противостоит достаточно активная проповедь муслимов-«интернационалистов».

– Среди наших братьев есть также и буряты и русские, которые совсем недавно пришли в мечеть, – сообщил «Информ Полису-online» председатель МРО мусульман Улан-Удэ Абдул Басыр Нургалиев Хаджи.

Лидеры общины рассказывают, что во время межэтнических столкновений на юге Кыргызстана местные узбеки и киргизы обсуждали эту трагедию между собой, вместе молились и плакали о жертвах братоубийственной войны, «развязанной политиками». Имам улан-удэнской мечети Сафиулла Хамид посвятил этой теме специальную проповедь. Ничего подобного событиям в Оше здесь в Улан-Удэ не было. Сказалось воспитание мусульман Бурятии в «духе интернационализма».

Мусульмане против финансовой кабалы

Не менее серьезная проблема мусульман – это соблюдение отказа от получения процентов от вкладов. Ислам запрещает им брать и давать проценты от ссуд – денег, данных взаймы. Мусульманин не только не может положить деньги в банк на депозит, но и просто взять потребительский кредит, чтобы купить себе машину или другие вещи, кажущиеся ему необходимыми. При этом многие мусульмане в Улан-Удэ занимаются бизнесом. Например, большая часть мигрантов из Киргизии и Узбекистана – мелкие торговцы.

– Бог говорит: не берите проценты за деньги. Ведь деньги это не товар. Этот закон записан и в еврейской Торе, и в христианской Библии. Там сказано, что нельзя брать проценты у своего брата,– говорит Сафиулла Хамид.

В своих проповедях Сафиулла-хаджи уделяет много внимания честному ведению бизнеса со стороны мусульман. По его мнению, отказ от «харама» (запрещенного) в виде получения процентов от вкладов и от погони за потребительскими кредитами дают мусульманам больше экономической свободы. Кроме того, это требование воспитывает умеренность, терпение и удерживает от соблазнов «общества потребления».

– Иногда кажется, что если ты «срубил бабки по-легкому», то это грех небольшой, – делится опытом предприниматель Абдул Басыр Нургалиев. – Но потом ты все равно убеждаешься, что тебе это на пользу не пошло: или потеряешь эти деньги, или они на что-то не то уйдут. И ты понимаешь, что это «харамовые», запрещенные деньги, и зря ты пытался и себя, и Аллаха обмануть! Мы, мусульмане, считаем, что если у человека нет денег на джип, значит, ему это и не надо. Потому Аллах и не дает. Но бывает, человек нарушает закон, берет кредит и покупает джип. Мол, Аллах не дал, я сам возьму! И что, он счастливее становится от этого? Нет. Он только получает лишние проблемы – платит большие проценты по кредиту, которые ему не под силу, боится потерять джип, отдает огромные деньги за ремонт. А если, не дай Бог, разбил машину, врезавшись в столб?! Получается, что, не послушавшись Бога, он сам себе создал проблемы! Поэтому, если человек настоящий мусульманин, он не только не будет брать и отдавать проценты, но и никогда никого не обманет в торговле. Он вам на рынке отвесит ровно килограмм товара, да еще и сверху сто грамм положит. Потому что знает, что это он «саваб» (вознаграждение за покорность. – С.Б.) заработал перед вами и перед Аллахом!

От Вшивой горки до протоки Забока

Напомним, что первая в нашем городе мечеть появилась ровно 100 лет назад. В 1904 году татары-мусульмане Верхнеудинска (старое название Улан-Удэ) получили разрешение на строительство мечети, а уже в 1908 году состоялось ее официальное открытие. В тридцатые годы городская мечеть, находившаяся в районе Вшивой горки (ныне проспект Победы), была закрыта, а затем разрушена.

С появлением новой мечети исламская жизнь в Улан-Удэ протекает все активнее. И хотя редко кто приходит сюда совершать ежедневный пятикратный намаз, на пятничную молитву здесь собирается более двухсот наиболее активных мусульман. На крупные же праздники (Курбан-байрам, Ураза-байрам) в мечеть приходит уже более тысячи человек. Кстати, женщины у мусульман в мечеть не ходят, а о содержании проповедей узнают дома от отцов и мужей.

Говорят, что настоящий мусульманин, где бы он не находился, всегда может безошибочно определить, в какой стороне находится Мекка, чтобы, повернувшись к ней лицом, совершать свой намаз. В Улан-Удэ лица мусульман обращены по направлению на юго-запад от стоящей на берегу протоки Забока мечети, хребта Хамар-Дабан и южных бурятских степей.

Автор: Сергей Басаев

Источник: https://www.infpol.ru/124394-abdul-basyr-nurgaliev-islamskiy-biznes-samyy-chestnyy/

Поделиться: