Taking too long? Close loading screen.

Несколько слов об алкоголизме

… Человек стоял у окна. Ему было плохо. Тело ломило, голова раскалывалась, холодный пот сменял жар. Еще хуже было в душе. Из глаз сами по себе текли слезы. Слезы жалости к себе, слезы беспомощности. «Я больше так не могу, ну зачем мне это?», – думал человек. На столе стояла недопитая со вчерашнего дня рюмка. «Может, выпить – отпустит… А завтра «завязываю».

Не ждите имени этого человека в надежде узнать в нем знакомого или коллегу. У него даже нет пола, возраста и социальной принадлежности. Этот человек – алкоголик. Не ждите милости и сострадания, если в этом человеке вы узнали себя.

Возможно, вам будет трудно дочитать этот текст и захочется закрыть страницу. Не делайте этого. Материал написан специально для вас. Таких, как вы, в России миллионы, связанных одной бедой – алкоголизмом.

Вы не виноваты в том, что больны…

То, что алкоголизм – не привычка, а болезнь, мы уже знаем. Нас известили, проинформировали, донесли до наших ушей и глаз. Мы все знаем, но при этом безграмотны. Мы все понимаем, но наш разум восстает. Мы ежедневно видим вокруг себя больных алкоголизмом и осуждаем их, но мы слепы по отношению к себе.

При написании этого материала я столкнулась с различным восприятием алкоголизма. Медики трактуют его, как расстройства физические и психические, правоохранительные органы – как причину повальных преступлений, представители духовенства – как «продажу души дьяволу».

Представитель имама в городе Улан-Удэ Сафиулла Хамид: «В исламе запрещено пить спиртное. Пьющие люди испытывают на себе порицание Корана. Ведь такой человек портит жизнь себе и окружающих заставляет страдать. Тот, кто выпил, перестает ходить под волей Бога, а принадлежит Дьяволу, убивающему его волю, организм. Дьявол завладевает его помыслами. И это страшно в духовном понимании».

У каждого своя точка зрения. Но бесспорна одна – самая главная причина, по которой человек начинает пить – психологические трудности, нерешенные проблемы. Медицинский психолог ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» Лариса Сансарова считает: «Алкоголизм это не причина, это следствие тех проблем, которые человек не решил для себя – проблема воспитания, неуверенность, низкая самооценка. Отсутствие ощущения ценности своего «я», здоровья, плюс социальные проблемы и утрата духовных ценностей. Алкоголизм – это результат нашего отношения к себе».

У нас в России как? Любое горе принято «заливать» спиртным (как, впрочем, и радость). Выпил – легче стало. Между тем специалисты думают по-другому. «Спрашиваю у своих пациентов: «Почему пьешь?» – делится Лариса Сансарова. – Почти у всех ответ: «Да вот проблемы, жизнь такая». Это пассивная позиция. Вместо того чтобы решать проблему, человеку проще напиться».

А все потому, что алкоголь является сильнейшим депрессантом. Он угнетает, подавляет, снижает (как хотите) активность центральной нервной системы. Проблемы ваши отошли на второй план, приходит забытье. Вам даже весело в компании таких же людей. И им тоже весело. И это правильно. Потому что вы – алкоголик. Даже если пока не валяетесь под забором. Наутро опять нерешенные проблемы, которые усиливаются похмельем и горечью по поводу вчерашнего. И даже если вы не натворили ничего, а в бессилии доползли до кровати – вы все равно считаете себя виновным. В итоге депрессия плюс апатия.
«Если вам знакомы эти ощущения, это говорит о том, что вы уже переступили черту между привычкой и злоупотреблением. Алкоголь очень сильно влияет на нервную систему, она страдает в первую очередь: меняются психика, поведение», – продолжает Лариса Сансарова.

Видео Не тешьте себя мыслью, что это не так, и ваши депрессии – не есть причина алкогольной зависимости. Вы – уже алкоголик. Конечно, пока вы еще боитесь себе признаться в этом и уговариваете сами себя, что с вами не так плохо, как с другими… И вы продолжаете пить… Но вы уже больны. Привожу строки из признания алкоголички, слава Богу, теперь уже бывшей: «Я очень боялась расстаться с алкоголем, не верила, что без него можно жить. А то, что жизнь с алкоголем – это постоянное чувство стыда за себя и бесконечные потери, я не хотела признавать, да и не было необходимости. Ведь все мои друзья без исключения тоже были алкоголиками, а когда я позорилась перед посторонними людьми, то просто старалась больше с ними не встречаться или заранее принимала агрессивный вид, или превращалась в пушистое несчастное существо. А то, что алкоголизм – это страшное заболевание, с запахом гнилых кишок, эпилепсией, тремором, вздутием лица и прочими «прелестями», которые ждут всех алкоголиков без исключения, я и вовсе не задумывалась».

Говорит Лариса Сансарова: «В медицине существует такой термин «алкогольная анозогнозия» – неузнавание у себя болезни. Человеку свойственно защищаться. Это вырабатывается до трех лет и не осознается. Мы виноваты, но мы оправдываемся, применяем агрессию, отрицаем. Тут причиной наши стереотипы, что алкоголики – это опустившиеся люди. И очень важно понять, что алкоголизм – это болезнь, которая требует своевременного вмешательства докторов, психологов, психотерапевтов. Те люди, которые более объективно подходят к своим «достижениям», легче справляются с уже возникшей проблемой. Не стоит стесняться, обращайтесь за помощью».

… вы виноваты в том, что не лечитесь

Но чаще всего момент бывает упущен. И вот уже на работе замечают припухлость под глазами, запах перегара становится вашим постоянным спутником, начинаются скандалы в семье и порицание родных. И вы начинаете пользоваться.

Пользоваться всеми, кто вас окружает. Детям вы говорите, что больны. Они вам пока еще верят, потому что вы для них – эталон. Перед женой или мужем оправдываетесь, что «такого больше не повторится». И они тоже верят, в надежде сохранить семью, закрывают глаза. Лжете на работе, что прогуляли по «семейным обстоятельствам». А когда приходите с запашком, пьете валерьянку, чтоб не «разило». И там тоже верят, что у вас больное сердце. И жалеют… Но вы бессовестно переступаете через свои ранее существовавшие принципы, плюете на боль близких, на правду. Потому что эта боль и эти принципы мешают вам пить дальше. Вы – уже алкоголик с признаками деградации.

Лариса Сансарова: «Опять же обратимся к терминам. На данном этапе развития алкоголизма можно говорить о созависимости. Это страшное понятие. От вашего заболевания начинают зависеть родные. Жена, родители, дети – все зависят от вашей болезни в большей или меньшей степени».

Это они, ваши близкие, приносят вам пиво на похмелье. Это они лгут вашему начальству. Это они жалеют вас и с болью смотрят, как вы медленно угасаете. Они тоже несчастны. Они тоже стали больны созависимостью от вашей болезни. Эти бедные люди даже не подозревали о том, что, покрывая ваши выпивки и постоянно ухаживая за вами, они способствовали вашему заболеванию. За ваш алкоголизм расплачивались не вы, а они – своими деньгами, силами, нервами… Пока вы бурно или тихо упивались, их жизнь превратилась в ад по вашей вине.

А ваши дети? Они живут в вечном страхе за вас: это ведь вы сами, оправдываясь, говорите, что умрете с похмелья. Потом они начнут презирать вас и стыдиться. А совсем «потом» они женятся или выйдут замуж за таких же алкоголиков. Это вы заложили в них такую схему «семейного счастья». Наверняка, вы и сами жертва такого воспитания.

Лариса Сансарова: «Никто не станет отрицать, что любая мысль материальна. Как мы думаем, так и живем. Если алкоголик думает, что у него ничего не выйдет с лечением, так и будет. Поэтому должна произойти перемена сознания на позитивное. Опять же без помощи специалистов-психотерапевтов алкоголику не справиться. В нашем заведении существует масса методов, с помощью которых можно избавиться от первопричин пьянства, изменив свое отношение к спиртному. Уверяю вас – это решаемая проблема. Другое дело – ваше желание».

Красивого алкоголизма не бывает

Он умеет ждать. Однажды вы поймаете себя на мысли, что у вас нет никаких мыслей. Стремлений. Радости. Желаний. Даже желания пить. Это означает только одно – вы алкоголик в самой тяжелой стадии болезни. Но вы будете продолжать пить до тех пор, пока не наложите на себя руки, пока вас не посадят за «пьяное преступление», пока вас, шатающегося, не собьет машина, изобьют хулиганы, пока… Список страшной развязки вашей жизни можно продолжать. Или пока вы, сломя голову, не побежите, наконец, лечиться!

Вновь прибегну к запискам бывшей алкоголички: «Если бы мы могли увидеть свое будущее!.. Если бы вот эта девочка, которая бездумно прячется в пиво или вино от обид и комплекса неполноценности, могла увидеть правду, которая случится с ней через много лет – как она сидит обо***ая на полу/…/ какого-нибудь вокзала, и от нее шарахаются люди! Если бы вот этот молодой человек, всего-то и выпивающий по праздникам, а еще потому, что нехорошо отрываться от коллектива, знал, что через 20-30 лет он будет висеть в алкогольной петле, а у его матери с черным от горя лицом на почве такого удара откажут ноги… Если бы вот эта великолепная интеллектуалка средних лет получила бы в руки кино из будущего и увидела бы себя – отупевшую, с провалами в сознании, с трясущимися руками, со слюной изо рта и приступами эпилепсии, развившимися на почве прогрессирующего алкоголизма, к которой давно никто не ходит, потому что противно, от которой шарахаются дети во дворе, от которой воняет, и у которой вши! Они бы бежали от алкоголя, как от чумы. Как от страшного бедствия, уже постигшего их».

Цифры номера

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления спиртных напитков начинает представлять национальную опасность, если в стране в год на душу населения потребляется более 8 л алкоголя (в переводе на чистый спирт). После этого порога начинается необратимое угасание этноса. По ориентировочным данным, реальное душевое потребление алкоголя в России составляет около 15 л абсолютного алкоголя.

Сверхвысокое потребление алкоголя в России приводит к преждевременной, предотвратимой смерти около 500 тысяч человек ежегодно. Это около 30% смертности мужчин и 15% — женщин. Каждый второй из живущих сегодня в России 40-летних мужчин не доживет до 60 лет (50%), а в бедной, но непьющей Албании — только каждый двадцатый (7%). Более высокая, чем в России, смертность наблюдается только на Украине, в некоторых странах тропической Африки, а также в Восточном Тиморе.

Источник: https://newbur.ru/n/42161/

Поделиться: