Taking too long? Close loading screen.

От афганского студента до духовного лидера мусульман Бурятии

Источник фото: www.baikal-daily.ru

Сафиулла Хамид – имам-хатыб соборной мечети Улан-Удэ, предприниматель. Тридцать шесть лет назад он приехал в СССР в составе группы успешных учеников из Афганистана, чтобы получить хорошую специальность в Советском Союзе и стать одним из строителей новой Демократической Республики Афганистан, ориентированной на северного соседа, однако жизнь сложилась совсем иначе. О том как вместо афганского инженера он стал религиозным деятелем в Бурятии Сафиулла-хазрат рассказал в интервью ИА IslamNews.

— Бисмиллах ир-Рахман ир-Рахим! В 1985 году мне было 16 лет. Я жил с родителями, братьями и сестрами в Кабуле, учился на отлично в десятом классе (в афганских школах двенадцатилетняя система образования) и поэтому попал в список из тысячи учеников, которых наше правительство направляло на учебу в Советский Союз.

Из Кабула мы прилетели в Москву. Еще дома в Афганистане у меня были открытки с видами Красной площади, мавзолея, эти места я много раз видел по телевизору, поэтому особых удивлений не было. Из Москвы на поезде нас повезли в Минск для обучения русскому языку перед распределением по учебным заведениям. В Белоруссии мы пробыли около года и там мне очень понравилось. Люди были приветливые, город – чистый, уютный.

После языковых курсов нас в количестве двадцати человек направили в Бурятию для учебы в индустриально-педагогическом техникуме, остальных распределили в другие регионы. В Улан-Удэ мы приехали 15 сентября 1986 года. Первые впечатления – как будто мы оказались в Кабуле. Такая же малоэтажная застройка. Первая зима в общежитии запомнилась особенно, потому что мы никак не могли дождаться весны. Снег, непогода без конца. В Афганистане мы привыкли к короткой зиме в полтора месяца, а здесь холодные дни растянулись на восемь месяцев.

Праздничный намаз на Курбан-байрам в Улан-Удэ Фото: Марк Агнор

— В те годы в СССР ты совершал пятикратный намаз?

— Да, я не оставлял молитвы ни в Белоруссии, ни в Бурятии, держал пост в месяц Рамазан. Не все наши ребята были религиозны, один земляк даже донес на меня, что Хамид – моджахед, молится, и его надо исключить. Ему сказали, что Хамид – отличник, и нет причин для исключения.

После техникума я поступил в университет, обучался на факультете иностранных языков. Мир к этому времени изменился. В Афганистане к власти пришли талибы (запрещенные в РФ), СССР распался. Учебу в университете мне пришлось оставить, потому что не было денег. Я начал работать, заниматься предпринимательством. Афганцев не нужно учить торговле, мы почти все в душе торговцы, и еще в студенческие годы во время каникул я привозил из Афганистана разные товары, в основном бижутерии и косметику, торговал. В 1994 году женился на русской мусульманке.

— Как родители невесты отнеслись к жениху-афганцу?

— Очень хорошо отнеслись. Мои родители тоже одобрили, сказали: ты человек разумный, знаешь, что делаешь. Наша свадьба состоялась в Улан-Удэ. Из родных на никяхе был брат, были друзья-афганцы из диаспоры.

Родственники жены очень хорошего мнения об исламе. Они проводят праздники без запретных в исламе напитков. Мы тесно общаемся, ходим в гости друг к другу. В Кабуле мы не делали свадьбу, потому что во власти находились талибы. Мы не могли туда поехать. Сейчас у меня четверо детей, два мальчика и две девочки. Торговля постепенно переросла в магазины «Хамид» в Улан-Удэ по продаже парфюмерии, хозтоваров, бытовой химии.

— Часто бываешь на родине?

— Раньше ездил в Афганистан каждый год, летал через Москву в Кабул. Последние два года поддерживаю связь с родителями и родственниками по телефону.

— Как включился в религиозную работу в Улан-Удэ и стал имамом?

— Тридцать лет назад, когда я учился в техникуме, здесь было совсем мало мусульман. Кроме коренных татар я видел азербайджанцев, которые торговали на рынке фруктами и цветами. Ни узбеков, ни таджиков, ни киргизов не было. Они приехали в 90-е годы. Мы познакомились и стали проводить джума-намаз в арендованной квартире. В 1995 году в Улан-Удэ приезжал муфтий Нафигулла Аширов и получил участок для мечети. Построить, к сожалению, тогда мы не смогли.

Постепенно мусульманская община росла и с 2002 года мы снова стали просить участок, почувствовали, что сможем собрать деньги на мечеть. Я предложил диаспорам для начала собрать по сто тысяч рублей, а мы, афганская диаспора, сказал, готовы внести 500 тысяч. Раз афганцы дают полмиллиона, значит Сафиулла Хамид будет казначеем, решил наш председатель Басыр Нургалиев.

Строительство мечети начали в 2008 году. Так как коренными мусульманами Бурятии являются татары, я предложил пригласить на должность имама человека из Татарстана, и дважды в Улан-Удэ приезжали и работали выпускники Российского исламского университета Казани, я был их заместителем. После их отъезда в 2017 году меня вновь выбрали имамом.

В Бурятии сегодня проживает около 45 тысяч мусульман, 30 тысяч из них в Улан-Удэ. Джума-намазы посещает от семисот до тысячи человек, на Курбан-байрам и Ураза-байрам собирается до пяти тысяч мусульман. Как имам, я провожу уроки, посещаю с проповедями места лишения свободы, являюсь членом региональной общественной комиссии. Мы активно участвуем в общественной жизни города, в праздничных мероприятиях. Организуем экскурсии в мечеть. В настоящее время готовимся к Рамадану. Каждый год на Рамадан к нам приезжают чтецы Корана и каждый день священного месяца проводим в мечети ифтары, которые открыты для всех. При содействии ДУМ Бурятии разработан проект Байкальского культурно-просветительского центра «Иман» с «Халяль-кварталом» рядом с соборной мечетью. В «Халяль-квартале» разместятся (инша Аллах) медресе с музеем и библиотекой, конференц-зал, спортивный зал и открытая спортплощадка, гостиница. В отдельной зоне предусмотрены мусульманские бутики, халяльное кафе, площадка для семейного отдыха.

— А не уедут ли многие мусульмане, приехавшие в Бурятию в 90-е и нулевые годы, на родину в Среднюю Азию в связи с новой экономической ситуацией?

— Пока никто не уезжает, наоборот, люди приезжают. Тяжелой экономической ситуации не будет, потому что, во-первых, Китай и мусульманские страны не вводили санкции, и торговля с ними продолжится и будет расти. Во-вторых, для самообеспечения земли, нефти, леса в России очень-очень много. Надо осваивать пустые земли, сажать огороды и сады, выращивать скот, и для этого есть все возможности.

Беседовал Калиль Кабдулвахитов. Использовано фото из открытых источников.

Источник: https://islamnews.ru/2022/3/21/ot-afganskogo-studenta-do-dukhovnogo-lidera-musulman-buryatii

Поделиться: