Taking too long? Close loading screen.

Улан-удэнская Соборная Мечеть

  
Первыми мусульманами, добровольно осевшими на бурятской земле, были татары Поволжья — наиболее «мобильная» часть мусульман-подданных Российской империи, которая наряду с русским крестьянством активно заселяла восточные рубежи в период аграрных реформ во второй половине ХIХ века и в годы строительства Транссибирской магистрали.
Однако прежде них в Бурятию мусульмане прибывали еще двумя путями:
1. По воинской повинности. В 1870 году численность мусульман в Забайкальском казачьем войске, согласно Памятной книжке Забайкальской области за 1871 г., составляла 108 человек.
2. По «кандальному этапу». Численность каторжан и ссыльных из числа приверженцев ислама с разных краев империи была весьма значительной, о чем свидетельствует исследовательская работа В.В. Перинова.
В конце ХIХ века в городе Верхнеудинске (будущем Улан-Удэ), как и в других городах Восточной Сибири, татары образовали «магометанскую общину», в 1904 году получили разрешение на строительство мечети. Участок был выделен в 1907 году, в центре города, в районе нынешнего проспекта Победы (на месте, где в одном из его дворов сейчас расположен детский сад). К этому времени в городе проживало 313 татар, в основном представителей среднего сословия. Гильдейское купеческое звание среди татар имел лишь один человек — Хамидулла Фатхуллин. Строительство деревянной мечети на участке началось в 1908 году.
В архивах не сохранилась сведений о дате открытия мечети, но в статистике «инославных» храмов в Забайкальской области за 1910 год мечеть в Верхнеудинске уже присутствует.
Первым имамом мечети стал Али Аскер Алиф Аслан-Оглы, после него Гарифулла Хайруллин. При мечети действовал мектеб для обучения детей основам ислама, работала библиотека. При общине в мечети существовала так называемая «Метрическая книга Верхнеудинской татарской мечети о рождении, браке, смерти (разводы)». В Национальном архиве Республики Бурятия сохранились и находятся записи 1909-1910 годов, а также 1918 года. Помимо указанных параметров в книге отмечалось «происхождение родителей», а также графа «особые отметки». В музее истории Республики Бурятия хранится рукописный экземпляр Корана одного из прихожан мечети, с пометками на форзаце и полях карандашом на татарском языке арабским письмом.
Кроме этой мечети, в 1923 году ко времени образования Бурят-Монгольской АССР в населенных пунктах с компактным проживанием татар на территории автономии насчитывалось еще пять мечетей. Все они были закрыты к концу 30-х годов в период «красного террора».

На советское время пришлись еще несколько волн переселения из Поволжья в Бурят-Монгольскую АССР. По данным региональной Национально-культурной автономии татар, при выполнении союзной программы по переселению (конец 30-х – середина 50-х гг.), из всех переселенцев в Бурятию по этой программе 60 – 70% составили татары, в год цифра доходила в среднем до 400-600 семей. Сегодня татары проживают во всех районах Бурятии, значительное число компактных поселений находится в Заиграевском, Мухоршибирском, Селенгинском, Хоринском Кижингинском, Кяхтинском, Баргузинском, Северобайкальском районах, в городах Улан-Удэ и Гусиноозерск.
В 90-е года численность мусульманского населения в Бурятии значительно выросла за счет трудовой миграции из республик Средней Азии и Кавказа. Первая же, после падения СССР, мусульманская община в Улан-Удэ образовалась в конце 90-х годов и объединила около полусотни верующих, пребывавших тогда без имама и должной организации. Первая попытка построить мечеть в конце 90-х годов потерпела неудачу по причине неорганизованности и деятельности не чистых на руку «организаторов».
По воспоминаниям председателя МРОМ г. Улан-Удэ АбдульБасыра Нургалиева: «Позже, уже в 2002 году, у нас вновь появились возможности и большое желание, а главное — насущная потребность — построить мечеть. Поскольку я уже давно живу в Улан-Удэ и работаю в строительной сфере, то задача по проведению подготовительных работ была поручена мне. Для работы мы нашли проектировщика и заказали ему составить проект мечети. Параллельно мы начали искать земельный участок для строительства, а это оказалось сложным делом: наши поиски продолжались около трех лет. Лишь в 2007 году один из мусульман, который занимается земельными вопросами при Комитете управления имуществом г. Улан-Удэ, подобрал участок в районе улицы Бабушкина. Само строительство мечети началось в 2008 году и завершилось в 2011 году». Участок выделен администрацией города Улан-Удэ в долгосрочную аренду на 20 лет, с последующей передачей в собственность МРОМ г. Улан-Удэ.
Мечеть в столице Бурятии стали строить в 2008 году «народным методом». Был объявлен сбор средств на строительство мечети по всем районам и поселениям республики.
В настоящее время мечеть отстроена и служит местом
религиозного поклонения мусульман в рамках местной религиозной организации мусульман г. Улан-Удэ, председатель — Нургалиев АбдульБасыр Василович.
Мусульманские общины в Бурятии также действуют в городе Гусиноозерск и поселке Старый Онохой Заиграевского района. Своих мечетей пока они не имеют.
В Республике в настоящее проживает около 17 тысяч мусульман.

Currently, the Muslim mosque is a place of religious needs of Muslims in the local Muslim religious organization in Ulan-Ude.

Поделиться: