Taking too long? Close loading screen.

Хадж как обязанность верующих перед Аллахом

Арабское слово «хаджж» означает «стремление к чему-либо величественному и почитаемому». В качестве шариатского термина это слово употребляется для обозначения стремления посетить Заповедный Дом Аллаха (Кааба) особым образом, в особое время и с соблюдением особых необходимых условий.

Хадж является одним из пяти столпов Ислама, перечисленных Посланником Аллаха, который сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в рамадан» (Аль-Бухари).

Мусульманам было предписано совершать хадж в конце девятого года хиджры, указаниями же на то, что совершение хаджа относится к числу предписанных (фард) действий, служат Коран, Сунна и единодушное (иджма‘) мнение всех членов мусульманской общины. Аллах Всевышний сказал: «И обязанностью людей пред Аллахом является (совершение) хаджа к Дому, если они будут в состоянии сделать (это), а кто не верует, то ведь Аллах не нуждается в (обитателях) миров!» (Коран, 3:97). Аллах Всевышний также сказал: «И объяви об (обязательности) хаджа людям: они станут являться к тебе пешком и на всяких исхудавших верблюдах, которые будут приходить, (передвигаясь) по далеким горным дорогам…» (Коран, 22:27).

В Сунне есть указание на то, что хадж предписано совершать один раз в жизни. Сообщается, что однажды во время проповеди Пророк  сказал: «О люди, Аллах обязал вас совершать хадж, так совершайте же его». Один человек спросил: «Каждый год, о Посланник Аллаха?». Ответа не последовало, но  после того, как этот человек задал свой вопрос в третий раз, Пророк  сказал: «Если я отвечу утвердительно, это станет обязательным, но вы ведь не сможете делать этого!». В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк  сказал: «Хадж (предписано совершать) один раз, а тот, кто (захочет совершить его неоднократно, может) делать это добровольно» (Муслим).

Известно много хадисов, в которых говорится о достоинствах хаджа. Так, например, Пророк  сказал: «Тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернется (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать» (Аль-Бухари). То есть ему простятся все прежние грехи.

Сообщается также, что Пророк  сказал: «…что же касается безупречного хаджа (хадж мабрур), то не будет за него иного воздаяния, кроме рая» (Аль-Бухари).

Безупречным именуется такой хадж, который свободен от примесей грехов. Говорят также, что безупречным следует считать принятый хадж. Некоторые улемы считают безупречным такой хадж, который был совершен не напоказ (рийа’) людям и не ради доброй славы, по мнению же других, безупречным следует считать такой хадж, после которого человек не станет совершать ничего греховного.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророка  спросили: «Какое дело является наилучшим?». Он ответил: «Вера в Аллаха и Его Посланника». (Его) спросили: «А после этого?». Он ответил: «Борьба на пути Аллаха». (Его снова) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Безупречный хадж» (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается, что Пророк  сказал ‘Амру бин аль-‘Асу, да будет доволен им Аллах, когда тот собирался принести ему клятву на верность Исламу: «Разве тебе не известно, что Ислам уничтожает то, что было прежде, и что хиджра уничтожает то, что было прежде, и что хадж уничтожает то, что было прежде?» (Муслим).

Хадж предписано совершить один раз в жизни, используя первую же представившуюся возможность, на что указывает наиболее достоверная версия высказывания об этом Абу Ханифы. Такого же мнения придерживался Абу Йусуф, и об этом говорили имамы Малик и Ахмад, а также аль-Мазини, который относился к числу шафиитов.

Источник: http://www.dumrf.ru/islam/rites/2112

Поделиться: